Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения в понедельник первой седмицы Великого поста в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы (15.02.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ЗАЧАТЬЕВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ
МОНАСТЫРЕ г. МОСКВЫ

15.02.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В святоотеческой литературе большое внимание уделяется теме греха. Святитель Григорий Нисский так определял его сущность: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому как и болезнь, и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную ко злу, нужно признать искажением врожденного нам добра»1. И действительно, каждый человек, который вступает на путь борьбы с грехом, должен ясно себе представлять природу этого устрашающего явления, этой смертельно опасной для человека болезни.

Грех есть непослушание Богу. Когда мы говорим о послушании или непослушании, то всегда предполагаем, что человеку известно о том, что он нарушает предписанное. Не каждый сегодня знает Божии заповеди и Божий закон жизни. Но, как гласит один из самых важных юридических принципов, — незнание закона не избавляет от ответственности. Если мы нарушаем государственные законы, не зная, о чем они гласят, то нас судят, невзирая на эту нашу неосведомленность.

Однако Господь даровал некую милость людям — Он Свой нравственный закон вложил в наши сердца, и каждый человек, соотнося свои мысли и поступки с требованиями этого закона, может точно сказать, исполняет он его или не исполняет. А определять это помогает голос совести, который живет внутри нас и который свидетельствует нам о том, исполняем мы Божий закон или нет.

Когда человек не следует Божиим заповедям, то он вольно или невольно, сознательно или неосознанно противопоставляет себя Богу; грех — это и есть такое противопоставление. Грех по-разному обнаруживается — и в мыслях наших, и в поведении. Всякое проявление греха именуется пороком. Но есть один из них, который в полной

1 См. примеч. на с. 527.

571

 

 

мере являет самую суть греха, — это гордость. Преподобный Иоанн Лествичник замечательно сказал: «Гордость есть отвержение Бога»1. А ведь грех также есть отвержение Бога. Значит, действительно в гордости проявляется сама природа греха.

А как заявляет о себе гордыня в душе человека? — А так, что он самого себя поставляет в центр своего существования, смещая всех окружающих людей на далекую окраину жизни. Если он верит в Бога, продолжая при этом оставаться гордым человеком, то и Бога он помещает на периферию. Гордый человек все свои достижения приписывает исключительно самому себе, он не считает, что в этих успехах кто-то ему помогал или содействовал. Однако удивительным образом гордый человек отрицает всякую свою причастность к собственным поражениям и неудачам, и в этом обнаруживается некое внутреннее противоречие, столь характерное для этого человеческого порока.

Но как же возникает гордость? — Предрасположенность к ней, как и ко многим другим порокам, иногда передается по наследству. В противостоянии «человек—гордость» всегда побеждает кто-то один; это означает, что человек может либо бороться с грехом гордыни, либо, наоборот, развивать, взращивать это опасное свойство души, чему в немалой степени способствуют и образ его мышления, и мироощущение в целом.

Гордости особенно подвержены люди талантливые, способные, честолюбивые. Человек, сознавая свои таланты и свою силу, этими своими дарованиями и объясняет все успехи и достижения, все то положительное, что происходит в его жизни. Он привыкает опираться только на свои силы, ему никто не нужен, ему часто и Бог не нужен.

А человек менее способный нуждается в посторонней помощи начиная с самого своего детства. Если ребенок не очень способен к учебе, — ему нужна помощь родителей и учителей. Если он больной, физически недостаточно сильный, ему также требуется помощь и поддержка со стороны. Такой человек привыкает обращаться к кому-то за подмогой. Он сознает свою ограниченность и очень часто прибегает к Богу, прося Его оказать помощь.

Означает ли сказанное, что талантливый человек всегда гордый, а человек менее даровитый и менее способный абсолютно лишен это-

1 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 23, 1.

572

 

 

го качества по природе своей? Это, конечно, не так. Часто бывает, что и люди одаренные способны сознавать свою ограниченность и свою слабость, а человек менее талантливый и допускающий ошибки иногда не замечает этих ошибок и пребывает в твердом убеждении, что все делает правильно.

Как же избежать гордости? Как бороться с этим чувством? Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Нужно познать Бога... Когда же познаем Бога, от нас удалится всякая гордость... Кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится»1.

Существует такое понятие, как мудрость. Мудрость формируется в нас по мере возрастания жизненного опыта. Когда такого опыта недостаточно, то уроки, наставления, советы других, более сведущих людей также способны содействовать формированию в нас человеческой мудрости. Мудрость всегда предполагает критическое отношение к самому себе, способность видеть и признавать свои ошибки. Когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, способен сказать себе, что плохого он сделал или о чем недостойном он помыслил, то это свидетельствует о его мудрости, об умении подвергать себя беспристрастному суду. Верующий человек должен постоянно развивать навык такого объективного о себе суждения. Это особенно важно для людей одаренных.

Бороться с гордостью помогает сравнение себя с более способными и образованными людьми. Ведь нередко мы переоцениваем себя: нам кажется, что мы сильнее и умнее всех тех, кто нас окружает. Но зададим себе вопрос: а являются ли люди, составляющие наше окружение, самыми талантливыми, образованными и сильными? Может быть, это совсем не так? И, сравнивая себя с ними и считая себя лучшими среди них, мы на самом деле являемся далеко не первыми по отношению к очень многим другим людям, которые находятся вне нашего окружения и кто действительно более способен, более силен, более умудрен жизненным опытом, чем мы.

Каждый из нас должен учиться контролировать свои мысли, свои чувства, свои поступки; необходимо овладеть устойчивым навыком критической самооценки, способностью подвергать себя внутреннему

1 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам. Беседа 1. Введение. 2.

573

 

 

суду. Но этого недостаточно. Есть еще одно важное средство, которое реально помогает человеку справиться с гордостью, — это молитва. Мы должны постоянно обращаться ко Господу с просьбой, чтобы Он открыл наши внутренние очи, помог увидеть самих себя такими, какими мы являемся, а отнюдь не такими, какими мы себя представляем.

Вспомним замечательные, хорошо всем известные слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). А благодать — это помощь Божия, это Божественная сила. Вот почему нередко люди гордые — талантливые, успешные — в какой-то момент вдруг опасно надламываются, ослабевают, не достигают целей, которые они перед собой ставили, и сходят с жизненной дистанции. Иногда такие люди оказываются в самых тяжелых обстоятельствах именно потому, что, будучи уверенными в собственных силах и не имея критического взгляда на свои поступки и мысли, они допускают ошибки, которые и приводят к жизненным катастрофам. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать потому, что Бог всегда находится в центре жизни смиренного человека, который обращает к Нему свою молитву, просит дать мудрость и способность видеть свои грехи. Во дни Великого поста мы чаще всего будем коленопреклоненно просить Господа словами преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Пусть спасительные дни Святой Четыредесятницы помогут всем нам в борьбе с грехом, в духовном возрастании, дабы, приблизившись к светозарному празднику Воскресения Христова, мы могли, исповедуя свои грехи пред Господом, возблагодарить Его за тот опыт, который пережили в эти дни. А чтобы было так, мы не должны упускать возможности чаще бывать в храме, особенно на первой, четвертой и Страстной седмицах поста, вслушиваться в молитвы, дивные псалмы, песнопения, пытаясь проникнуть в смысл того, что Церковь предлагает нам для назидания в эти святые дни. Аминь.

574


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.