Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы (2.03.2009)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРНОГО
ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. МОСКВЫ

2.03.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступили на спасительное поприще Великого поста. Особенностью всякого поста является воздержание в еде. Многие люди,

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. 7. 1//Творения в 12-ти томах. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 362.

529

 

 

особенно современные, плохо понимают, почему нужно отказываться от определенного рода пищи. Иногда можно услышать досужие мнения о том, что состояние человеческой души зависит не от того, что человек ест или пьет, а от того, что он говорит и делает. Такого рода отношение к посту как делу второстепенному является глубоко ошибочным. Пост как воздержание от пищи является одной из самых древних религиозных практик. Вместе с молитвой пост во многом определяет строй религиозной жизни человека, ибо от того, как человек относится к потреблению пищи, способен ли он воздерживаться от нее, зависит и состояние человеческой души.

Ветхий Завет, Новый Завет, история Церкви являют нам множество примеров того, как люди перед событиями, имевшими большое значение для их жизни, налагали на себя пост. Так было и при помазании правителей на царство, и накануне предстоящих опасных сражений, и перед началом особо важных миссий — то есть тогда, когда требовалась максимальная концентрация духовных и физических сил человека. Чтобы помочь сосредоточению этих сил, люди налагали на себя пост. И самый яркий и убедительный пример такого поста явил Господь наш Иисус Христос, Который перед началом Своего общественного служения сорок дней и ночей не вкушал пищи, приуготовляя Себя к спасительной миссии.

Мы как люди сознательно верующие должны отчетливо понимать, почему пост содействует духовной концентрации и влияет на состояние человеческого духа. В древности среди людей бытовали мифические представления о человеческой душе как о некоем человеке в человеке или своеобразной автономной субстанции, не связанной с человеческим телом. В той же глубокой древности появлялись даже еретики, которые считали, что эта существующая совершенно независимо от человеческого организма субстанция является положительной основой в человеке; тело же они относили к материальному, безусловно отрицательному и греховному началу в нем. Церковь сурово осудила эту ересь.

Когда в XIX веке стали особенно интенсивно развиваться медицинская наука, физиология, учение о высшей нервной деятельности человека, то многие врачи и ученые в своих исследованиях также исходили из неправильных представлений о душе как некоей ограниченной, самостоятельной и не связанной с телом субстанции. И ког-

530

 

 

да в результате этих исследований и научных экспериментов стало ясно, что некоторые психические процессы и явления, даже черты человеческого характера, являются результатом совершенно конкретных материальных процессов, происходящих в теле, то многие ученые утратили веру.

Сегодня мы понимаем, что душа и тело неразрывно связаны в земной жизни человека. Нет границы, отделяющей душу от тела, духовное и физическое взаимно проникают, влияя друг на друга. «Когда душа здорова, тогда и тело имеет крепость для других трудов. А если душа потерялась в скверных помыслах, то и тело по необходимости растлится пороком»1, — так описывал взаимовлияние духовного и плотского начал в человеке преподобный Ефрем Сирин. Действительно, многие духовные качества и свойства человека рождаются в человеческом теле, но принадлежат человеческой душе. И мы верим, что эти свойства и качества не разрушаются с физической смертью человека, но уходят в вечность, подобно тому как не разрушается свет, излучаемый далекой звездой, которая, может быть, уже прекратила свое существование, а ее свет все еще идет к земле и самостоятельно существует вне этой звезды. Вот так и свойства человеческой души, рожденные в теле и при посредстве тела, после смерти человека продолжают свое независимое существование и уходят в вечность.

А если так, то, значит, физическое начало в человеке напрямую связано со спасением, потому что от того, какие чувства, какие личностные качества в нас формируются, во многом зависит духовная жизнь человека. С глубокой древности люди замечали, что воздержание от пищи содействует утончению человеческих чувств, помогает контролировать разумом и волей человеческие страсти, делает человека духовно возвышеннее и сильнее. И напротив: злоупотребление пищей, питием, особенно алкоголем, оказывает крайне негативное влияние на человеческое сердце, провоцируя формирование самых отвратительных и греховных чувствований, которые, создавая духовный облик человека, обрекают его душу на вечную погибель. Всем хорошо известна пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». Это мудрые слова. Когда человек телесно здоров, когда разумом и волей он может контролировать свои чувства, свои страсти, воспитывать их,

1 Ефрем Сирин, прп. Советы новоначальному монаху о духовной жизни. 96.

531

 

 

воздействуя на плотское начало, то это имеет самые благоприятные последствия и для духовной жизни человека.

Пост, помимо того что он благотворно влияет на человеческие чувства, формирует и нашу волю, что имеет огромное значение, потому что именно усилием воли мы побуждаем себя либо совершать те или иные поступки, либо воздерживаться от них, равно как тем же волевым усилием мы заставляем себя контролировать свои мысли и слова. Для того чтобы воспитать волю, нужны постоянные и старательные упражнения. Многие люди кичатся своей силой, в том числе и силой воли. Однако как часто люди, думающие, что они обладают несгибаемой волей, оказываются неспособными в течение семи недель воздерживаться от скоромной пищи! Но если у нас ни воли, ни сил не хватает даже на самую малость — ограничить себя в употреблении пищи, то о каких же духовных подвигах, о совершении каких добрых дел можно говорить? И наоборот, когда человек начинает поститься, сталкивается с определенным дискомфортом, с трудностями, но пытается преодолеть их во имя Божие, — то тогда, может быть незримо, но реально, укрепляется его воля и он становится способным управлять своими мыслями и поведением.

Готовность и желание человека строго соблюдать пост всегда зависят от степени его доверия к Богу. Так, верующий человек твердо убежден в духовной пользе поста, а потому со смирением пред Богом, оставляя всякое человеческое мудрствование, он с готовностью следует дисциплине поста. Доверие к Богу и смирение перед Ним, которые мы проявляем через пост, воздействуют на душу, формируя важные черты нашего духовного облика, постепенно приучая нас к религиозному образу жизни.

«Добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия злопамятства, совершения созерцания, молитвы и очищения»1, — наставляет нас святитель Григорий Палама.

Однако во время поста мы сталкиваемся со многими искушениями. Одно искушение, о котором уже было сказано выше, сводится к тому, что человек, даже не вкушая скоромного, не видит никакой

1 Григорий Палама, свт. Гомилия XIII: В 5-ю Неделю поста; в ней же говорится и о творении милостыни.

532

 

 

разницы в том, постится он или не постится, и не чувствует внутренних перемен. Нередко такого человека охватывает разочарование, а в некоторых случаях скепсис и раздражение, и в результате он прекращает пост.

Есть и другой соблазн, связанный с соблюдением поста. Бывает так, что человек постится весьма усердно, но его пощение не сопровождается смирением, осознанием своей греховности, покаянным настроем. В таком случае воздержание в пище способно спровоцировать осуждение тех, кто не постится, а вместе с этим — и чувство превозношения над ними. Как-то, разговаривая с одной монахиней, я обратил внимание на употребленное ею словосочетание, которое первоначально вызвало у меня улыбку. Она сказала, что иногда человек, уж очень сильно постящийся, вместо мирного и доброго расположения духа обретает иное состояние, которое она назвала «молитвенным озлоблением». Поразмыслив, я понял, что монахиня права. Действительно, молится такой человек, часто посещает храм, постится, а вместо ощущения мира и внутреннего согласия у него в душе появляются раздражение и даже озлобление на ближних. Случается и так, что даже в монастырях во время Великого поста осложняются отношения между иночествующими. Нечто подобное можно наблюдать и в приходах. Вот тогда и начинает казаться, что все усилия, направленные на соблюдение поста, — это напряжение сил впустую, в соблазн, а не во спасение.

Для того чтобы не происходило ничего подобного, мы не должны осуждать ни тех, кто постится не так, как мы, ни тех, кто вообще не постится. Мы прежде всего должны со смирением оценивать свое личное духовное состояние, памятуя, что именно оно является целью поста. Если же вместо смирения, покорности Господу, осознания своей греховности в наших сердцах возникают надменное и презрительное отношение к другим, чувство озлобления и раздражительности, то это значит, что мы проводим пост неправильно, упуская что-то очень важное в своем духовном делании.

Пост — это великое и благодатное средство, способное возвысить нашу душу. Воздержание от пищи, закаляя волю и утончая чувства, благотворно влияет на формирование наших духовных сил, нашего духовного облика. Святитель Иоанн Златоуст так описывал благотворное воздействие поста на человеческую душу: «Благодаря посту

533

 

 

утихают страсти и унимается мятеж удовольствий, а ум плывет как бы по спокойному морю и приводит корабль к пристани добродетелей»1. Вот почему так важно поститься, и поэтому отрадно сознавать, что в нашей стране все больше людей начинают соблюдать пост. В период Великого поста сокращается потребление мясных продуктов, животных жиров, о чем свидетельствует уже и государственная статистика и что является добрым знаком возвращения нашего народа к древнейшей религиозной практике, к аскетической практике работы над собой.

Мы только что вступили на трудное поприще Святой Четыредесятницы. Дай нам Бог провести эти дни спасительно, чтобы достойно встретить великий праздник Святой Пасхи! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.