Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (15.03.2008)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СУББОТУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

15.03.2008

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с окончанием первой седмицы Великого поста!

В это благодатное время мы имели возможность (каждый, конечно, в свою меру) посещать Божий храм. Некоторые получили особую радость от возможности быть в храме и утром, и вечером, погрузиться в совершенно особую духовную атмосферу первой седмицы, которая всегда сопровождается усиленной молитвой, строгим соблюдением поста, сугубым покаянием, углубленным самоанализом. Каждый в меру своих сил, наверное, пытался в эти дни разобраться с теми сложностями духовного порядка, которые мешают ему самосовершенствоваться, каждый старался как бы «разложить по полочкам» свои внутренние проблемы и, основываясь на духовном опыте, приобретенном участием в долгих богослужениях, решить эти проблемы.

Уже один только порыв души, одно только желание жить иной духовной жизнью благословляется Богом. Навстречу этому желанию Господь простирает Свою руку. Любому христианину хорошо известно, что Бог спасает человека силой Своей благодати, потому что нет в мире иной силы, которая могла бы это совершить, — ибо благодатью вы спасены через веру... (Еф. 2, 8).

Никакое напряжение, даже самое титаническое, ума и воли, никакое самое строгое воспитание чувств не способны спасти человека, потому что преодолеть притяжение греха может только Бог силой Своей благодати. Так как тяготение ко греху обусловливается другой

514

 

 

неземной силой — силой диавольской, то даже самая могучая человеческая сила не способна ей противостоять, — только сила Божественная. А человек, находясь между двумя полюсами — добра и зла, правды и лжи, — своей внутренней направленностью, своей способностью к самооценке, своим желанием вести тот или иной образ жизни разворачивается либо к добру, либо ко злу. Человек направляет себя подобно тому, как парус поворачивается по ветру. Лодка идет не вследствие силы паруса, ее приводит в движение сила ветра, — но парус при этом должен быть установлен правильно.

Вот так же и в деле спасения. Мы спасаемся не своей силой, но благодатью Божией. А наше дело — расположить себя таким образом по отношению к Богу, чтобы сила Его благодати поднимала нас к Небу.

Многие философы и богословы немало рассуждали и рассуждают на тему соотношения человеческой свободы и Божиего Промысла. И для многих этот вопрос остается неразрешимым. Многовековой святоотеческий духовный опыт помогает человеку находить то соотношение благодати Божией и человеческой свободы, которое становится понятным и даже очевидным для него только тогда, когда он реально вступает на путь преодоления греха. В таком случае он точно знает, где его силы, а где сила Божия, где его произволение, а где благой Божественный Промысл. Только очень важно, чтобы эти силы тесно взаимодействовали, — как научает нас святитель Иоанн Златоуст: «Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали»1.

Сегодня мы причастились Святых Христовых Таин. Мы получили благодать Божию, но не в ответ на наши заслуги, на то, что мы и утром, и вечером присутствовали в храме, воздерживались от скоромной пищи, усердно молились, — а в ответ на то величайшее событие, которое произошло на Голгофе, когда безвинно пострадал Господь наш Иисус Христос, когда Бог, став Человеком, принял на Себя вину за все безобразие человеческой жизни. Именно по этим искупительным заслугам Спасителя дается нам благодать Божия, сила Божественной энергии.

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4 на книгу Бытия. 2//Творения в 12-ти томах. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 23.

515

 

 

А наше дело — постоянно помнить о Боге, не забывать каяться в своих грехах, молиться, чувствовать соприкосновение с Божественной жизнью, верно ориентировать себя по отношению к Солнцу правды — Богу и Спасителю нашему. В этом и заключается тайна человеческой жизни, хотя особой тайны здесь нет — все ясно и доступно пониманию каждого. Да иначе и быть не может. Разве мог Бог заповедать человеку путь спасения, который был бы для него непонятен и затруднителен? Мы спасаемся силой благодати Божией в ответ на наши немощные человеческие усилия. Получив на первой седмице Великого поста благодатный опыт соприкосновения с Божественным, постараемся сохранить его в своей душе, своей памяти и своем сердце во все дни нашей жизни, в меру сил претворяя его в навык благочестия. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.