Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Литургией Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (14.03.2003)

СЛОВО ЗА ЛИТУРГИЕЙ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

14.03.2003

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Для достижения духовного сосредоточения, которое является непременным условием обновления человеческой души и возрождения внутренних сил человека, необходимо особое отношение к уму, воле и чувствам, а именно — необходимо образовывать ум, волю и чувства в соответствии с поставленной нами целью: всегда иметь в центре своей жизни духовные запросы и попечения.

Но помимо души человек имеет также и тело, так что наравне с заботой о развитии душевных качеств необходимо обращать внимание и на воспитание своего тела. Святые отцы называют такое воспитание умерщвлением плоти. Конечно, никоим образом речь здесь не идет о нанесении ущерба физическому здоровью человека и тем паче о каком-то членовредительстве. Также не имеется в виду такой образ жизни, который оборачивался бы уроном для изначальной полноценности нашей физической природы или заключал бы в себе вред для человеческого организма. Мы говорим совсем о другом.

Человек свыше призван иметь заботу о своей плоти. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19), — вопрошал в связи с этим апостол Павел. Таким образом, человек имеет обязанность заботиться об удовлетворении материальных потребностей своих собственных и своих ближних, ибо если необходимые плотские попечения окажутся в небрежении, то это может привести к утрате здоровья, а может быть, и к потере самой жизни.

Забота о плоти вложена Творцом в нашу человеческую природу. Ведь Сам Господь благоволил дать человеку инстинкты, удовлетворяя которые, мы поддерживаем физическое существование своего тела, работоспособность своего организма. Поэтому удовлетворение потребностей плоти есть дело богозаповеданное и богоугодное. Более того, нанесение ущерба своему телу всегда считалось великим грехом, а его крайним проявлением и самым страшным преступлением перед

343

 

 

нашим Творцом является самоубийство, то есть прекращение жизни плоти по человеческому своеволию, а не по воле Божией.

Итак, о чем же говорят святые отцы, когда призывают воспитывать тело, умерщвляя плоть? Речь здесь не идет ни о состоянии здоровья, ни о наших мышцах, ни о нервной системе, ни о внутренних органах, ни о кровообращении или других физиологических функциях нашего организма. Все это изначально заданные и постоянные составляющие нашего физического существования, и они не обсуждаются. В данном случае имеются в виду переменные и привходящие факторы нашего земного бытия — изменяющиеся потребности плоти, под которыми понимаются материальные запросы человека. И если потребности плоти становятся основными в нашей жизни, если именно они поставляются человеком во главу угла своего существования, то получается, что такой человек заключает разум не в свое сердце, а в свою плоть. И тогда материальные потребности оказываются в центре человеческой жизни, а их удовлетворение становится главной целью индивидуума. Вот это и есть беснование, бесчинство плоти, унижающей и подавляющей наш дух, ибо человек плотский, то есть сугубо телесный и чувственный, лишенный высших потребностей, о такой категории, как жизнь духа, даже не вспоминает и не помышляет. Все силы его опустевшей души, все его мысли и вся жизненная энергия поглощены стремлением к достижению одних только материальных целей. А плотское начало возрастает в человеке не иначе, как за счет умаления начала духовного.

Как же мы должны воспитывать свое физическое естество, чтобы избежать этого гибельного для нас беснования плоти, порабощения ею нашего духа? Только что мы говорили о материальных потребностях. Действительно, они у каждого человека есть, и вполне реальные. Они нуждаются в удовлетворении, однако при этом следует не терять бдительности и зорко наблюдать за движениями своего сердца и за ходом своей мысли, потому что наши необходимые и разумные потребности могут незаметно, но весьма значительно возрастать, постепенно увеличивая свой удельный вес в нашем существовании. И тогда наша обеспеченность материальными благами, которая еще вчера казалась нам вполне достаточной и достойной, сегодня уже совершенно не будет удовлетворять нас.

Вступив на путь вечного преследования множащихся миражей мира материального потребления, включившись в бесконечную гонку

344

 

 

за тем, чего у него еще нет, человек снедается постоянным стремлением иметь все — и все большего количества, и все лучшего качества. При этом порой он оправдывает себя, говоря, что старается не для себя, а для своих родных и близких. И этому движению по греховной спирали неразумных и всевозрастающих потребностей нет предела, как нет предела и самим человеческим запросам: ведь жизнь по плоти, в отличие от жизни духовной, не знает абсолюта. Положи перед таким человеком весь мир, и если до той поры он обладал половиной мира, то имеющееся у него уже покажется ему недостаточным.

Мы живем в такое греховное время, когда само существование и успешное функционирование цивилизации всецело основано на этом ложном принципе жизни. Человеческие потребности искусственно взращиваются и стимулируются, номенклатура товаров бесконечно расширяется, а планка нормы потребления постоянно поднимается теми, кто зарабатывают на этом деньги. Главная цель в этом самовозобновляющемся цикле удовлетворения и умножения потребностей — заставить нас с головой и душой погрузиться в материальный мир, окончательно превратив человека разумного в человека потребляющего.

На разжигание в человеке похоти потребления работают не покладая рук реклама, мода, массовая культура, средства информации. Их усилиями формируется и поддерживается философия жизни потребляющего общества, где законом является то, что новое лучше прежнего уже только потому, что оно новее. При этом человек потребляющий не отдает себе отчета в том, что сам он становится объектом потребления со стороны тех, кто планируют, производят, рекламируют и реализуют все увеличивающийся избыток товаров и услуг.

Как легко сбиться с пути и потерять голову, участвуя в этом массовом безумии современного человечества, изо всех сил спешащего удовлетворить свои постоянно возрастающие материальные потребности, но уже почти не помнящего о том, что бывают еще и потребности духа! Арсенал потребностей, обслуживающих физическую, телесную сторону человеческой жизни, растет лавинообразно, но современные люди находят это совершенно естественным и правильным. В этой мысли человека ежеминутно убеждает и утверждает навязчивая реклама, преследующая нас буквально по пятам и целенаправленно поддерживающая в слабых или бездумных душах попаляющий их огонь потребительской страсти. И получается так, что людьми

345

 

 

движет одно лишь «безрассудное любление тела»1 (преподобный Максим Исповедник), что человек приходит в этот мир только для того, чтобы преуспеть в греховной гонке удовлетворения все новых и новых потребностей своего физического естества. Но ничего из материальных приобретений земной жизни не удастся взять с собой в жизнь вечную.

Отсюда следует, что воспитание плоти — это прежде всего контроль над нашими потребностями. «Посему не будем делать из плоти нашей тело бесполезное, негодное или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения; ибо и они могут загноиться и породить червей вместо плодов. Так и врожденная похоть, если ты станешь чрез меру насыщать ее, порождает удовольствия отвратительные»2, — поучает Иоанн Златоуст.

Конечно, человеку надлежит жить достойно: он должен иметь собственное жилище, правильно питаться, поддерживать свое здоровье, носить хорошую, добротную одежду, располагать достаточными средствами на жизнь и необходимым досугом... И когда у наших людей, многие из которых честно трудились всю жизнь, сегодня не хватает денег на удовлетворение основных потребностей физического существования, то это большая беда. Поэтому в новой России должно созидаться такое общественное устройство и формироваться такая система социальных связей, чтобы каждый человек имел не только права, но и реальные возможности для удовлетворения своих законных жизненных потребностей.

Но при этом мы как христиане должны быть очень внимательны к ходу своей внутренней жизни, дабы не преступить опасную черту, не потерять голову, не утратить ясности различения сути явлений — словом, не погубить своей души, ибо воистину дни лукавы (Еф. 5, 16). И Церковь вооружает нас мудростью, здравым и верным подходом к решению многих жизненных вопросов, имея целью сберечь в нас самое главное для христианина, не дать истощиться нашей душе, сохранить строй нашей духовной жизни и способность восходить по ступеням духовного совершенства. «Правда, трудно жить сре-

1 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Третья сотница. 8.

2 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 29 на послание к Евреям. 4//Творения в 12-ти томах. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 247.

346

 

 

ди соблазнов, но зато многоценно в очах Божиих выстаивать среди них», — говорит святитель Тихон Задонский.

Итак, воспитание ума, воли, чувств и плоти необходимы для того, чтобы ум наш пребывал в сердце, чтобы духовные цели всегда были главными в нашей жизни, чтобы не впадать в духовную спячку, но всегда бодрствовать и сохранять способность к внутреннему преображению, ибо «весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она не обуздана разумом и воздержанием»1, по слову святителя Димитрия Ростовского.

Мы приближаемся к завершающему периоду первой седмицы Великого поста. Минули уже четыре замечательных дня, исполненных молитвы, воздержания, духовных размышлений. Дай Бог, чтобы благие перемены произошли в наших сердцах. Ради этого Господь и стал Подвигоположником нашего пощения, ради этого и дается человеку в посте все необходимое и потребное для его духовного здравия. Нам же с вами следует использовать эти благие средства воспитания себя для того, чтобы закалить свой дух, увидеть перед собой перспективу спасения, изменить свою жизнь. И да поможет нам во всем этом Господь!

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.