Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 2004 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2004 г.

Клиру и благочестивой пастве
Смоленско-Калининградской епархии

С великим праздником Рождества Христова сердечно поздравляю вас, досточтимые отцы, братья и сестры, дорогие смоляне, с праздником, имеющим глубокий и непреходящий религиозный смысл!

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), — учит нас Священное Писание. Именно по любви Своей Бог вызвал из небытия видимый мир и в человеке — венце творения — запечатлел Свой образ. Бог призвал человека быть Его другом и соработником, возделывая сад — символ творения, трудясь над тем, чтобы мир стал более прекрасным и совершенным. Бог вложил в природу человека свободу и нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла, и дал основной закон жизни — заповедь послушания. В послушании Богу род человеческий и должен был возделывать, культивировать окружающий его мир, то есть создавать культуру, человеческую цивилизацию. Эта цивилизация была призвана сохранять и развивать гармонию бытия, совершенствуя отношения людей к Богу, друг к другу и окружающей природе.

Но род человеческий — как в лице первых людей, так и на протяжении всей истории — нарушал и нарушает эту основополагающую заповедь послушания Богу, стремясь без Него преобразовывать мир и самого себя. Отказ от Бога и Богом установленного порядка жизни именуется грехом, а возмездие за грех — смерть (Быт. 2, 17; Рим. 5, 12; 6, 23). Сказанное не означает, что каждый совершённый человеком грех влечет за собой немедленную смерть, но означает то, что грех и жизнь несовместимы и, совершая грех, люди подтачивают и разрушают жизнь. И эта страшная закономерность распространяется как на личность и семью, так и на общество, государство и всю человеческую цивилизацию.

Но не для погибели создал Господь мир и человека. Не нарушая своего замысла о творении, не изменяя природы человека, не ограничивая его свободы, а значит, и не исключая возможности греха, Он тем не менее спасает человеческий род. Сотворив мир всемогуществом Своей любви, Бог той же любовью спасает мир от греха

33

 

 

и смерти. Он дарует людям Свою энергию, Свою благодать. Он делится с ними даром Своей Божественной жизни. И эта благодать, эта энергия, духовно питая людей, помогают им через покаяние и молитву преодолевать грех и смерть.

Спасение мира совершается Иисусом Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Который рождается в убогой Вифлеемской пещере, живет среди простых людей, проповедует Божию правду о мире и человеке, исцеляет недуги людские; злобой и завистью сильных мира сего подвергается гонению, истязаниям и позорной смерти на Кресте. Им совершается спасение человечества потому, что Своей жизнью Он восстанавливает заповедь послушания Богу, быв послушным даже до смерти (Флп. 2, 8), личностью Своею являет красоту Божиего замысла о человеке, став новым Адамом, и, наконец, будучи безгрешным, приносит Себя в жертву Божественной справедливости за грехи всего мира (Гал. 3, 13; 4, 5; Еф. 1, 7). Он спасает мир от власти греха, Сам при этом испытывает всю тяжесть мировой скорби и совокупности человеческого страдания. Иисус Христос искупает наши грехи и силой Своей благодати обновляет и возрождает все творение (2 Кор. 5,17; Гал. 6, 15).

Это означает, что безраздельной власти греха в человеческой истории более не существует. Мы спасены из плена неизбежной греховности и подвергаемся воздействию греха настолько, насколько сами по своей свободной воле того желаем.

Жизнь и грех несовместимы. Любая система, в которой присутствует грех, — нежизнеспособна. Помраченная грехом человеческая личность, разрушенная грехом семья, разлагающееся от греховной скверны человеческое общество являют нам яркие примеры этой нежизнеспособности.

Каждый человек стремится к счастью. «С Новым годом, с новым счастьем!» — таково традиционное приветствие в празднование Новолетия. Как важно всем нам осознать обусловленность счастья, благополучия, гармонии бытия послушанием Богу, равно как и наличие причинной связи между грехом и деградацией личности и общества!

На своем трагическом опыте мы как народ знаем, что означает жизнь без Бога, жизнь во грехе. Никакая человеческая сила: ни сила власти, ни сила денег, ни сила образования и науки, ни сила госу-

34

 

 

дарства и армии сами по себе не могут сделать человека счастливым, даровать ему чувство гармонии и покоя. Но благодатию Божией вся эта человеческая сила может быть обращена во благо личности и общества, может содействовать построению мирной, справедливой, духовно и материально процветающей жизни. К этому призывает сегодня наш народ Православная Церковь. И будем крепко помнить, что победы в этом созидании мы достигнем только с Богом, ибо только Бог обеспечивает жизнеспособность человеческого сообщества. Как прекрасно сказал наш известный ученый философ и богослов отец Сергий Булгаков: «Сменяются волны человеческой жизни, проносятся ее ураганы. Отходят в невозвратимое прошлое, чтобы предаться забвению, носители человеческой славы и земного величия... Но перед лицом этого всеобщего забвения остается непобежденной и непобедимой лишь кроткая сила лежащего в яслях Младенца, Его истинная власть над миром, царственная держава в руках Младенческих...»

Да поможет Господь всем нам как единому народу, осознав реальность Божиего присутствия в истории, идти путем спасения и созидания во благо каждого, во благо и процветание России!

С праздником Рождества Христова и Новым, 2004-м годом поздравляю вас, дорогие смоляне!

Рождество Христово 2003/04 г. г. Смоленск

 


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.