Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 2003 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2003 г.

Клиру и благочестивой пастве

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего... дабы нам получить усыновление... Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Гал. 4, 4, 5, 7)

Дорогие отцы, братья и сестры!

С великим и радостным праздником Рождества Христова поздравляю всех вас!

Апостол Павел в Послании к Галатам возвещает истину, содержащую в себе ответ на вопрос: почему пришел в мир Господь наш Иисус Христос? Он пришел для того, чтобы усыновить людей Богу, чтобы они не как рабы, но как свободные сыны и дочери силою Святого Духа могли обращаться к Творцу, называя его своим Отцом (Гал. 4, 6).

1 Григорий Богослов, свт. Слово 38 на Богоявление или на Рождество Спасителя.

29

 

 

Как же распространяется на людей это усыновление? Тот же апостол учит, что усыновление Богу есть результат действия в нас Святого Духа, ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8, 14). Таким образом, усыновление — это дар, который Бог предлагает людям через Сына Своего во Святом Духе. Но этот дар воспринимается и усваивается людьми свободно, он не есть дух рабства, но Дух усыновления (Рим. 8, 15). Обретение этого дара требует от человека готовности и усилий. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 26-27). Итак, усыновление Богу, сопричастность Христу, осуществляется силой Святого Духа по нашей вере через таинство Крещения и подвиг духовного нравственного возрастания, названный апостолом Павлом облечением во Христа (Гал. 3, 27).

Воспоминание события Рождества Христова должно подвигнуть нас к размышлениям о том, насколько мы как крещеные люди остаемся способными усваивать дары Святого Духа, насколько жива и действенна наша вера, насколько призыв апостола облечься во Христа осуществляется в нашей повседневной жизни. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — те, кто во Христа крещаются, во Христа облекаются, — воспевает Церковь на Божественной литургии в день Рождества Христова. Она поет так не только в воспоминание древнего обычая совершать крещение в этот день, но и для того, чтобы напомнить крещенным об обещаниях, данных ими или их восприемниками перед купелью крещения. Что же мы или наши крестные отцы и матери за нас обещали Господу, приступая ко Крещению? Мы обещали отречься от зла и всех его проявлений, мы обещали сочетаться Христу, мы обещали исповедовать нашу веру во Христа как Царя и Бога! Другими словами, мы обещали облечься во Христа, то есть жить в соответствии с нашей верой, умом и сердцем, принимая возвещенное Господом учение и строя в соответствии с этим учением свою жизнь. Насколько остаемся мы верными обетам крещения, настолько оказываемся способными воспринять дар Святого Духа и сподобиться усыновления Богу во Христе Иисусе Господе нашем. Усыновление человека Богу есть и Божий дар, и заповедь одновременно. Как дар оно приносится нам через рожденного в Вифлееме Младенца и осуществляется в жизни силой Святого Духа. Как заповедь требует от нас веры и соответствующих вере добрых дел.

30

 

 

Поэтому чем больше в нашей жизни любви, мира, добра и правды, чем более мы сопротивляемся злу, вражде, ненависти и лжи, тем ближе мы к Богу, тем обильнее изливаются на нас дары Святого Духа.

Однако среди многих добродетелей есть по крайней мере две, о которых Слово Божие говорит как об условиях усыновления человека Богу. Это сострадание (Лк. 6, 35) и миротворчество (Мф. 5, 9). И то и другое приобретает особое значение в современной жизни, так как и то и другое служит исцелению наиболее опасных и разрушительных недугов. Сострадание преодолевает эгоизм, бездушие, черствость, жестокость; миротворчество предотвращает вражду, разделение, пролитие крови. И сострадание, и миротворчество христиане, призванные быть чадами Божиими, должны осуществлять и в личной, и в общественной жизни. Господь не полагал границ этим добродетелям. Их нередко полагаем мы сами, ошибочно считая, что духовная жизнь ограничивается нашей личной жизнью. Нет границ для христианина на его пути к Богу. Не существует каких-то узких специальных мест для осуществления христианских заповедей. Они должны осуществляться повсюду, где есть боль, страдание, нужда, разделение, вражда. Господь требует от нас сострадания и к ближним, и к дальним. Страдание и горе, где бы они ни проявлялись, должны вызывать в нас ответные чувства — сострадание и милосердие.

Минувший год был годом грозных испытаний, обрушившихся на многих наших соотечественников: вышедшие из берегов реки, ледовая лавина, страшные террористические акты. Казалось бы, страна стала медленно, но верно устремляться к экономическому росту и политической стабильности, начался подъем из пропасти, в которой все мы оказались. И снова трудности на пути: на сей раз ранящие разум и сердце удары природы и злой человеческой воли. Не миновали испытания и нашу Смоленскую землю...

Каким должен быть ответ христианина на страдания ближних и дальних? Этот ответ — сострадание. Мы должны укрепить в себе то чувство, которым был богат наш народ, но которое ослабло в наших сердцах, ставших черствыми и закрытыми к чужому горю. Жизнь изменится, если мы научимся сострадать и сопереживать нашим ближним. Чувство сострадания порождает солидарность, солидарность же умножает силы народа, делает его способным преодолевать самые грозные испытания. Известный учитель Церкви святой преподобный

31

 

 

авва Дорофей учил, что люди подобны солнечным лучам: чем ближе они к солнцу, к Богу — тем ближе и друг к другу. Сострадание и солидарность сближают людей, делая их сильнее и одновременно приближая, усыновляя их Богу. Усыновление человека Богу Евангелие связывает также с миротворчеством: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). И для осуществления этой заповеди также нет границ: мир в наших сердцах, мир в семьях, мир в наших приходах, мир в коллективах, где трудимся, мир в Церкви, мир в стране нашей, мир среди народов, мир ближним и дальним — вот область христианского миротворчества. Быть миротворцем означает не нарушать мира там, где он есть, созидать мир там, где он нарушен, и содействовать всем начинаниям, способным уврачевать разделения и укрепить мир. Следуя этому принципу, наша Церковь неизменно воспитывает своих чад в духе мира. И чем больше опасностей для заповеданного Богом мира возникает в жизни современного человечества, тем сильнее возвышается голос Церкви, напоминающей своим чадам и всем людям земли об их долге преодолевать разногласия и разделения, созидать мир, сохраняя священный дар жизни.

Господь родился в Вифлеемской пещере, дабы сыны человеческие стали сынами Божиими. Но что означает для людей усыновление Богу, что дает им это усыновление? Усыновление означает сопричастность Божественной любви, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Усыновление Богу вводит людей в тайну любви как высшего закона жизни, раскрывает перед ними смысл этой жизни и дарует силы к его осуществлению. Другими словами, усыновление Богу есть преображение человеческой жизни по закону Божественной любви, уподобление этой жизни — жизни Божественной. Это преображение начинается здесь, в условиях земного бытия, и переходит в вечность. Возлюбленные! — говорит нам апостол Иоанн Богослов, — мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2).

Да поможет нам Господь в новом году и во все годы нашей жизни оставаться верными дару усыновления, которое Он принес миру через Свое Рождество! Аминь.

Рождество Христово 2002/03 г. г. Смоленск

32


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.