13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 2001 г.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2001 г.
Минул юбилейный от Рождества Христова двухтысячный год, и наше поколение, выделенное тем самым из многих других поколений, вступает в новый век и в третье тысячелетие.
Мы вновь переживаем событие Рождества, смысл которого настолько глубок, что не может быть до конца осмыслен человеческим разумом, ибо превосходит познавательные возможности человека.
Рождество Христово всегда содержит в себе тайну, проникнуть в которую дано человеку не столько силой разума, сколько силой веры. Через веру в реальном религиозном опыте нам открывается замысел Божий о спасении мира и человека через Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Святые отцы Церкви, под которыми понимаются особо авторитетные, святой жизни церковные писатели, так сформулировали смысл Рождества Христова: «Сын Божий стал Сыном Человеческим для того, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими»1, Бог сошел с неба на землю, «чтобы
1 Ириней Лионский, свт. Книга против ересей. III. X. 2.
25
пребывающих долу возвести на небо»1. Нам не дано знать тайны соединения Божественного с человеческим, но нам известны причины и цель такого соединения. Бог во Иисусе Христе спасает людей. Спасение есть центральная идея христианства.
Однако само понятие «спасение» предполагает присутствие некоей опасности. Спасают тех, кто подвергается опасности, и чем она сильнее, тем значительнее усилия, чтобы спасти людей. В случае со спасением, дарованным людям во Иисусе Христе, мы избегаем самой страшной опасности, с которой никакие другие сравниться не могут. Мы избегаем опасности смерти: не той смерти, которая, умертвляя смертное тело, не способна погубить бессмертную душу, но смерти, которая губит и тело, и душу. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, — говорит Господь, — а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).
Бог во Иисусе Христе спасает человека и весь мир от разрушения, от гибели, от вечной смерти, от небытия. Но кто же ведет человека и весь мир к краю пропасти, упав в которую, невозможно спастись? Таким путеводителем является зло. Зло — не просто философское понятие, зло — это реальная сила, воздействующая на человека. Все области бытия, в которые входит зло, подвергаются разрушению: человеческие судьбы и межличностные отношения, общества и государства, даже целые цивилизации. История дает нам страшные своей убедительностью примеры. Причина разрушающего воздействия зла — в самой его сути. Зло возникает и возрастает по мере удаления от добра. Абсолютным добром является Бог, Он же — Творец мира и человека. Удаление от Бога есть зло, есть разрушение творения. Там, где нет Бога, — там зло, там смерть, там разрушение.
Сказанное есть истина, сообщенная нам Самим Богом, суть которой не меняется от нашего к ней отношения. Мы можем верить в эту истину или не верить, принимать ее с радостью или отвергать с раздражением, но истина остается истиной.
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов. 4//Творения в 12-ти томах. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 91.
26
Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы явить людям видимый образ невидимого Бога, дабы красота и жизненная сила абсолютного добра были представлены людям в ясных и понятных для них категориях евангельской проповеди и в конкретных человеческих поступках Иисуса, родившегося в Вифлееме. Проникаясь этими мыслями и подражая этим поступкам, мы преодолеваем силы зла и возрастаем в добре, а значит, становимся не только способными выжить, но и иметь полноту и радость жизни. Сказанное имеет отношение не только к личности, но и к обществу, ко всей человеческой цивилизации.
Преступая грань веков и тысячелетий, человечество всматривается в контуры надвигающегося будущего. Кого-то это будущее пугает, у кого-то вызывает чувство радостного ожидания. Христианское отношение к будущему должно быть трезвым и спокойным, ибо основывается оно не на предчувствиях и прогнозах, а на знании: Бог во Иисусе Христе спас род человеческий. Родившийся в Вифлееме есть Спаситель мира. И будущее мира зависит от того, насколько люди признают эту истину и осуществляют ее в своей жизни. Долг Церкви в историческую эпоху рубежа веков и тысячелетий —напомнить всем, что Господь Иисус истинно Спаситель мира (Ин. 4, 42).
От всего сердца я поздравляю вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова! Пусть благословение родившегося в Вифлееме Спасителя мира пребывает над богохранимой страной нашей, над древней Смоленской землей, над каждым из нас!
Рождество Христово 2000/01 г. г. Смоленск
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.