13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 1991 г.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСЛАНИЯ,
СЛОВА И ОБРАЩЕНИЯ
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 1991 г.
Пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Смоленско-Калининградской епархии
Дорогие отцы, братья и сестры!
Около двух тысяч лет назад в Палестине, в городе Вифлееме, родился Младенец по имени Иисус. О Его рождении за многие сотни лет по Божественному вдохновению свидетельствовали древние пророки, указывая на то, что именно Он будет Спасителем мира. Ему надлежало избавить каждого человека и все человечество от разрушительного действия зла, которое вошло в этот мир на заре человеческой истории через отказ людей от Богом установленного порядка бытия.
Зло появилось в тот момент, когда люди отвернулись от Бога и не пожелали исполнять установленный Им закон жизни. Суть этого закона заключалась в следующем: в своих отношениях к Богу, друг к другу и к окружающей природе человек должен был руководствоваться любовью. Вместо этого Божественного закона человек установил свой собственный закон жизни, основанный на исключительной любви к самому себе. Осуществление этого закона с первых же шагов привело к столкновению человеческих интересов, к нарушению гармонии бытия, к пролитию крови. В основе всех конфликтов, терзающих личную, семейную и общественную жизнь, лежал и лежит эгоизм, преломляющийся в многообразии и сложности человеческих отношений.
Спасение мира означало прощение людей за их отказ следовать воле Творца, сообщение им знания о подлинном пути к счастью и полноте жизни, восстановление определенного Богом порядка бытия. Эту спасительную миссию люди не могли осуществить, опираясь исключительно
3
на свои собственные силы, ибо зло стало частью их природы. Оно омрачило их сознание, ослабило волю, привело к помутнению чувств.
Но и Бог, Всемогущий Творец, не мог спасти людей помимо их воли и их согласия, ибо в таком случае была бы нарушена свобода человека, та свобода, которую Сам Бог вложил в природу человека, чтобы она отражала в себе Его образ.
Рожденный в Вифлееме от Девы Марии Младенец Иисус — Спаситель мира — был Сыном Божиим и Сыном Человеческим. Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос прожил трудную жизнь, полную лишений, что эта жизнь завершилась страданием и смертью на Кресте. Но одновременно эта жизнь и эти страдания явили собой величественное откровение о том, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Апостол Иоанн Богослов, говоря о Воплощении Сына Божия, свидетельствует: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Рождество Христово, Воплощение Сына Божия явилось актом безграничной Божественной любви. Положив в основу бытия мира закон любви, Бог исполняет этот закон: жизнь Иисуса Христа была ярким проявлением любви, которая не знала ни границ, ни предела, даже если этот предел — невыносимые страдания и сама смерть. Эта любовь не ограничивалась узким кругом родных, друзей или единомышленников. Она распространялась и на тех, кто Его гнал, истязал и распинал, то есть на тех, кого мы назвали бы врагами. Враг — это не тот, кто нас ненавидит, но тот, кого мы считаем таковым. Враг рождается в нашем сознании и в нашем сердце. Христос врагов не знал. Все люди для Него были братьями и сестрами, которые потеряли истинный путь и которых Он пришел спасти. В ночь Рождества Божественная любовь вошла в мир в образе рожденного Младенца, хрупкого и беззащитного, родившегося не в царских чертогах, а в убогой пещере, куда пастухи загоняли своих овец в непогоду. В этой картине Рождества заключена великая истина: мир спасет не богатство, не сила, не власть, но любовь, в своей беззащитности и хрупкости превышающая любую человеческую силу.
Сегодня, когда многие из нас задаются вопросом: как жить дальше; когда мы мучительно пытаемся сбросить с себя давящую на нас тяжесть неправды минувших лет и одновременно с легкостью подда-
4
емся новым лжеучениям; когда законное и столь долго запрещенное стремление к свободе в своем осуществлении омрачается распущенностью нравов, произволом преступных сил и братоубийственными межнациональными конфликтами; когда попытки одних улучшить свое благосостояние оборачиваются обнищанием других; когда со всех сторон раздаются советы, в которых так мало проку, — жизненно важно усвоить истину, которую Бог явил нам в Вифлееме: мир спасается любовью к ближним и дальним, любовью, у которой нет врагов и нет преград. Никакая, даже самая разумная, общественная система не способна сделать людей счастливыми и исключить страдание из их жизни. Но даже самые тяжкие страдания и несовершенство общественных отношений могут исцеляться любовью и теплотой, идущими от человеческих сердец. Сказанное может показаться недостижимым идеалом. И тем не менее в этом идеале есть нечто совершенно конкретное: его осуществление зависит не от кого-то, кто вершит политику, а от каждого из нас. Мы имеем власть над самими собой, от нас и только от нас зависит состояние наших сердец. И сегодня, как, может быть, никогда ранее, личное духовное совершенство приобретает значение огромной общественной ценности. Сердце, исполненное любви, сострадания, милосердия, способно растопить лед в человеческих отношениях, искоренить из этих отношений злобу, зависть, недоброжелательность и наполнить их светом, добром и правдой.
Христос не только на словах сообщил нам эту истину, но явил ее всем подвигом Своей жизни. И эта истина была воспринята и усвоена родом человеческим. Жила эта истина и в нашем народе — на Святой Руси. И как важно, чтобы в сей судьбоносный момент отечественной истории она вновь была обретена и усвоена, дабы наполнить своим спасительным светом наш исстрадавшийся народ. В освобождении каждого из нас от пут себялюбия — залог освобождения всего общества от вражды, противостояния и разделения.
Но где же найти силы для этой радикальной переориентации годами складывавшегося отношения к себе как центру бытия и ближнему своему, который на практике никогда не был для нас ближним? Где обрести силу любви не только к родным, близким, друзьям и единомышленникам, но и к тем, кто в лучшем случае был для нас безразличен, а в худшем воспринимался как враг? В евангельском повествовании
5
о Рождестве говорится о волхвах — восточных мудрецах, которые пришли в Вифлеем, чтобы поклониться Христу. Они пришли издалека, из того места, где никто не знал о Христе и Его Рождении. Это повествование весьма важно для наших современников, которые также не знают о Спасителе и Его Пришествии в мир. И как древние волхвы отправились в долгое странствие в поисках новорожденного Христа, идя за путеводной звездой, так и мы, люди XX века, обманутые и измученные, заведенные в тупик ложным светом всевозможных звезд, должны вступить на новый путь, путь истины и жизни, ведущий к рожденному Богомладенцу. Из ночи и тьмы собственной души мы должны пойти на свет Вифлеемской звезды, из мрака, злобы и отчаяния — к свету любви, из холода и духовной скудости — к теплу и радости, ибо Божественная любовь — это и свет, и тепло, и радость. И в ней нет великого и малого, значительного и незаметного, ибо в ней все велико и значительно.
Нет больше той любви, как если кто жизнь свою отдаст за друзей (Ин. 15, 13), — говорит Господь. Отдать жизнь — это не обязательно умереть. Отдать жизнь — это означает посвятить ее любви, любви творческой, созидательной, умной, смелой. Любви, которая дает более, чем принимает, которая не замыкается в себе и себя не защищает, но которая открывает себя миру, наполняя его светом, теплом и радостью.
И да поможет нам Родившийся в Вифлееме завершить этот путь встречей с Ним, Спасителем мира!
Сердечно поздравляю всех вас, дорогие мои братья и сестры, с праздником Рождества Христова и наступившим Новым годом!
Рождество Христово 1990/91 г. г. Смоленск
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.