13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Епископу Уваровскому и Кирсановскому Игнатию (Румянцеву) в храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова (25.01.2013)
ЕПИСКОПУ УВАРОВСКОМУ И КИРСАНОВСКОМУ
ИГНАТИЮ (РУМЯНЦЕВУ) В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТОЙ
МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ ПРИ МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
25. 01. 2013
Преосвященный епископ Игнатий!
За Божественной литургией, совершенной ныне в храме святой мученицы Татианы при Московском государственном универси-
498
тете в день ее памяти, ты получил великий дар, облекся силою свыше (Лк. 24,49), пережил опыт личной пятидесятницы, ибо на тебя, как и на апостолов, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа. Это священнодействие совершилось милостью Божией и избранием Священного Синода, через возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви.
В сей знаменательный час в довершение чина поставления во епископа предстоит тебе принять от меня архиерейский жезл — символ новых властных полномочий и сил, ниспосылаемых от Господа (Пс. 109, 2). По существующей издревле традиции обращаюсь к тебе со словом назидания, дабы, вняв ему, ты смог твердо и непреткновенно следовать по нелегкому, но спасительному пути, на который призываешься.
Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — регулярное и благоговейное совершение богослужений, соборная молитва с клиром и паствой, ибо ничто так не роднит духовно людей, как вовлеченность в общее дело — соучастие в Литургии, причащение от единой Чаши Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин259. Для всякого православного человека не должно быть ничего более насущного и желанного, чем общение с Богом посредством таинств, в первую очередь в Евхаристии. Именно благодаря Евхаристии, которая духовно соединяет верующих, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви. Размышляя об этом, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Мир не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения — словом, совокупности всех истинных, нетленных благ»260. С глубокой верой, непоколебимой надеждой и искренней любовью усердно молись Господу о том, чтобы Он помогал тебе всегда оставаться ревностным служителем, истинным поборником Православия, пастырем добрым и мужественным защитником словесных овец от волков, стремящихся расхитить достояние Божие (Ин. 10,11-16).
Сегодня ты стал преемником апостолов. Это означает прежде всего, что значительно возросла мера твоей ответственности за каждое
259 Последование Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста.
260 Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви (из дневника Кронштадтского протоиерея). О Божественной литургии.
499
слово, за каждое дело, за каждое решение. Тебе вверяется забота о душах человеческих, и за них тебе предстоит держать ответ перед Священноначалием в сем веке и перед Богом — в веке будущем. Посему надлежит тебе иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Уваровско-Кирсановской епархии, входящей в состав Тамбовской митрополии. Твоя миссия будет успешной лишь в том случае, если ты сможешь под сенью церковной объединить всех — и пастырей, и монашествующих, и мирян, и молодых, и людей среднего возраста, и пожилых — для совместных трудов во славу Божию и на пользу ближним.
Это соборное делание исключительно важно сегодня в тех условиях, когда нашим современникам различными способами пытаются навязать образ жизни, далекий от евангельских идеалов, когда стремление к наживе и потреблению возводится в ранг добродетели, становится едва ли не основным показателем благополучия и успеха.
Идея строительства рая на земле без Бога — это утопия, и недавняя история нашей страны — наглядное и убедительное тому свидетельство. Вот почему мы сегодня создаем новые епархии и митрополии, восстанавливаем и строим храмы, занимаемся образованием и воспитанием подрастающего поколения, осуществляем миссионерскую, катехизаторскую деятельность, просветительское и социальное служение. Это не сиюминутная прихоть и не дань церковно-административным преобразованиям, а планомерная и каждодневная нелегкая работа, нацеленная на то, чтобы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24) и у нашего народа было достойное будущее.
Мы хорошо понимаем, что такая активизация Церкви не всеми людьми воспринимается с радостью. Некоторым из них не нравится высокая степень ее общественного влияния, мирная, но непоколебимая позиция в принципиальных вопросах веры и нравственности. Ктото хотел бы вновь если не уничтожить, то загнать Церковь в социальное гетто или ослабить ее внутренними расколами и конфликтами. Но непреложно обетование Спасителя о том, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18), ибо Он с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И наше призвание было и остается неизменным: возвещать Божию правду, творить добрые дела, исправлять и на путь истины направлять всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека, а там — как Бог даст. Верим, что в ответ на наше смиренное, последова-
500
тельное, с терпением и мужеством совершаемое служение Господь поддержит нас во всех наших добрых делах и начинаниях.
Для этого и тебе, и всем нам, служителям алтаря Господня, нужно быть внутренне сильными и стойкими, способными спокойно относиться к наветам и клевете за эту правду, и одновременно действовать мудро и осмотрительно, чтобы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11,12) — тем, кто стремится возвести обвинения на Церковь, пользуясь человеческим несовершенством ее членов. Именно поэтому тебе необходимо являть пример благочестивой личной жизни, заниматься самообразованием, развивать умение ясно и убедительно доносить до людей слово Божие.
Проповедуя Евангелие Христово, наставляя и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), не забывай вместе с тем заботиться и об иных потребностях наших соотечественников. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных проблем, помочь ободряющим словом и добрым делом — всё это важнейшие направления деятельности Церкви. Твори сие сам, к тому же призывай клир и паству свою.
Храни верность архиерейской присяге, которую ты торжественно, пред лицом Церкви дал в этом храме перед началом Литургии, верность канонам и правилам церковным, будь в единомыслии с главой митрополии владыкой Феодосием, со всем епископатом Церкви нашей, береги богозаповеданное единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
И еще на одно весьма важное условие для достижения стоящих перед тобой целей хотел бы обратить твое внимание. Помни, что даже самые активные и разнообразные труды могут оказаться малоуспешными, если они будут совершаться формально, без любви и твоего сердечного участия. Никогда не бойся расточать энергию, сопереживать, болеть с людьми тогда, когда они болеют. Никогда не жалей своих сил на совершение Божественной службы и вообще не щади себя, и тогда сила Божия отобразится в твоей немощи.
А теперь прими от меня сей жезл и преподай благословение народу Божию, молившемуся о тебе во время архиерейской хиротонии. Аминь.
501
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.