13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на приеме в Гостином дворе по случаю второй годовщины интронизации (1.02.2011)
СЛОВО
НА ПРИЕМЕ В ГОСТИНОМ ДВОРЕ
ПО СЛУЧАЮ ВТОРОЙ ГОДОВЩИНЫ ИНТРОНИЗАЦИИ
1.02.2011
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех за теплые слова в мой адрес. Как я уже сказал сегодня после богослужения, два года — это очень мало. Вместе с тем время — категория относительная, и два года могут тянуться бесконечно долго, если поместить человека в условия, когда он оторван от окружающего мира. Но когда человек сталкивается с огромным количеством вызовов, когда поиск ответов на поставленные перед ним проблемы поглощает все время, тогда два года действительно пролетают совсем незаметно.
Мне еще рано подводить какие-то итоги, но я благодарю за услышанные здесь слова одобрения. Они действительно помогают, особенно в те минуты, когда человеческая поддержка имеет существенное значение. И поскольку они исходили от людей, которых я глубоко уважаю и которым доверяю, то я расцениваю сказанное не просто как слова по случаю торжественного мероприятия, а как проявление поистине дружеской поддержки, за что искренне благодарю всех.
Церковь всегда совершает свое главное служение, к которому она и призвана, а именно — стремится обратить к Богу как можно большее количество людей. Эта миссия, которую мы называем служением человеческому спасению, вневременна — она была всегда и будет всегда. Но для того чтобы человек осознал необходимость общения с Богом, ему нужно говорить об этом в таких категориях, которые являются для него понятными, привычными и убедительными. А это означает, что Церковь должна развивать свою интеллектуальную составляющую применительно ко всему, что происходит в окружающем мире. Вот почему знание жизни на разных уровнях является самым необходимым для священника. Но мало только знать — нужно уметь сопрягать свои богословские убеждения и знания с факторами и обстоятельствами жизни современного человека.
131
Думаю, что голос Церкви сегодня стал более слышим, как некоторые отмечают, не потому, что у нее голосовых связок прибавилось, а именно потому, что она начинает говорить на более понятном для окружающих языке. Может быть, это происходит еще не в полном объеме — действительно, пока делаются только первые шаги. Говоря о языке, я имею в виду не только вербальный аспект, не только произнесение слов (хотя слова также важны), но и дела. Сегодня мы действительно стараемся поставить в центр нашей работы такие задачи, как образование, просвещение, социальное служение, дела милосердия, воспитание детей, особенно сирот, в том числе сирот при живых родителях, забота об инвалидах, о больных людях, о находящихся в заключении, а также о многих профессиональных группах, например о тех, кто дает присягу и кто во исполнение этой присяги должен быть готов пожертвовать своей жизнью. Еще раз хочу сказать, что эти шаги еще не в полной мере отвечают нуждам и нашего общества, и самой Церкви; но постепенно все больше и больше священнослужителей и мирян с активной жизненной позицией включаются в эту работу.
Обычно итоги подводятся в связи с круглыми датами, но мир стремительно развивается, и никто не знает, что произойдет, когда наступит первая круглая дата. И потому мы в Церкви стараемся каждый год подводить итоги, анализировать то, что сделали, намечать планы на будущее. В прошлом Архиерейский Собор собирался раз в четыре года, а мы за эти два года уже собирались практически дважды — один раз как Архиерейское совещание, а второй — как Архиерейский Собор (он открывается завтра). Перечень проблем так велик, что просто невозможно представить, чтобы архиереи Русской Православной Церкви (а их уже 217 человек) собирались реже. Очень надеюсь, что активизация соборного начала, коллективное осмысление всего того, что с нами происходит, станет важным измерением современной жизни.
В конце концов все направлено на то, чтобы человек менялся к лучшему. К сожалению, здесь пока мало чем можно похвалиться, потому что на одной чаше весов — цивилизация, которая эксплуатирует человеческие инстинкты, а на другой — скромные усилия Церкви, подвижников от образования, литературы, науки, медицины. Увы, чаша весов пока склоняется в ту сторону, где царит эксплуатация
132
инстинкта. Мы не представляем себе, насколько это опасно, и даже не осознаем, насколько все мы в этом соучаствуем. Но все больше и больше людей начинают понимать, что полнота жизни недостижима, когда в ней превалируют человеческий инстинкт и человеческая похоть. Церкви предстоит еще очень много работать. Она не должна заниматься скучным морализаторством или учить людей непонятными, порой отталкивающими и вызывающими недоумение словами. Церковь должна научиться жить с народом, разделяя все его скорби, — так, собственно, и было в истории, но сегодня это особенно важно, — чтобы вместе со всеми, кто всерьез задумывается о жизни, менять эту жизнь к лучшему.
Я хотел бы сердечно поблагодарить светские власти, Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина, руководителей палат Федерального Собрания, членов Правительства. Хотел бы сердечно поблагодарить своих собратьев-архипастырей и пастырей, которые вместе с Патриархом разделяют все бремя ответственности за жизнь Русской Церкви, а значит, за духовную жизнь большинства нашего народа. Хотел бы поблагодарить представителей иных религий и конфессий, с которыми мы дружно работаем. Россия — страна с огромной традицией многокультурного, многорелигиозного диалога, и дай Бог, чтобы события, которые недавно так больно всех нас ранили, показав неблагополучие в межэтнических и межрелигиозных отношениях, заставили нас задуматься и предпринять новые шаги, направленные на еще большее взаимодействие всех религиозно ответственных людей, на созидание в России прочного гражданского межнационального и межрелигиозного мира.
Русская Церковь — это, конечно, не только Церковь Российской Федерации, это Церковь исторической Руси, Святой Руси. Я с благодарностью принял поздравление Президента Украины Виктора Федоровича Януковича. Я получил послания от Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко, от Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, от многих других — не буду перечислять всех, но всем благодарен, потому что диалог Церкви с государственной властью, так же, как и диалог Церкви с обществом, имеет очень большое значение для налаживания многосторонней системы сотрудничества в решении тех проблем, которые стоят перед всеми нами.
133
Мое особое слово — об отношениях Церкви и общества. Мы говорим о необходимости укрепления гражданского общества, мы считаем это благом. Но для того чтобы это действительно было так, гражданское общество должно быть зрелым. В его основе должны лежать ценности, которые не превращали бы институты гражданского общества в потенциальных, а то и в открытых противников. Необходимо, чтобы внутриобщественные отношения были направлены на мир, согласие и процветание народа. Церковь взаимодействует с институтами гражданского общества, молится о том, чтобы они, выполняя свои задачи, вместе с тем способствовали и консолидации народной жизни. Я хотел бы сердечно поблагодарить представителей научного сообщества, нашу художественную элиту — замечательных исполнителей, художников, композиторов, архитекторов — и сказать, что те отношения, которые сегодня сложились у Церкви с этими сообществами, являются важным фактором воздействия на социум в плане укрепления духовных начал нашей жизни.
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто сегодня здесь присутствует, за то, что вы откликнулись на мое приглашение. Храни вас всех Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.