13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Иоанн (Смирнов), архиепископ
Иоанн (Смирнов), архиеп Пророк Софония
«Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», Москва, 1872, I.
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Иоанн Смирнов
ПРОРОК СОФОНИЯ.
Пророк Софония,сын Хусия, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают,—Езекии, царя иудейского1),проходил служение свое во дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского(Соф. 1, 1), царствовавшего от 641—610г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророка согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков—между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с дру-
1) Предположение это основывают на том, что в родословиях лиц обыкновенно ограничиваются писатели библейские упоминанием имени только отца описываемого ими лица. Если же здесь родословие доводится до четвертого рода, до прапрадеда; то, очевидно, оттого, что отец Софонии и ближайшие предки его не были так общеизвестны и знамениты, как общеизвестен и знаменит былЕзекия, —последнее лицо, до которого доводится родословие; в противном случае непонятна была бы цель такого удлиненного родословия,—теперь же она становится понятною,—а именно обратить наиболее внимания на Софонию, который происходит от предка знаменитого, всем известного. Кто же этот предок, носящий имя Езекии? Кроме знаменитого и благочестивого цари Иудейского история народа Божия не представляет нам других с этим именем лиц, чем-либо прославивших себя; а потому и полагают, что Езекия, предок Софонии, есть именно царь Езекия. Что приплена Езекии не стоит предиката «царь», или: царь Иудейский; то это объясняется тем, что этот предикат стоит тут же, приставленный к имени Иосии, следовательно, опущен он при имени Езекии во избежание излишнего повторения. Возражение, что между Иосией и Езекией проходят два рода в генеалогии царей, устраняетсятем, что Манассия, сын Езекии, царствовал очень долго, а именно около 55 лет; таким образом царствовал в продолжении почти двух поколений.
279
280
гой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13 — 15ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица сто представляются существующими еще во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время во Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствовования Иосии. Согласно с Иеремией, Софония рядом с почитанием Иеговы (Соф. 1, 5ср. Иер. 6, 20)говорит об идолослужении (1, 4. 5 ср. Иер. 7, 17. 18): о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами (1, 7 ср. Иер. 7, 2; 7, 9. 5. 7; 12, 10); о преступном владении законом (3, 4 ср. Иер. 8, 8);оглубоком нравственном развращении, которое проникло во всесословия,—в царский род, князей, пророков и священников (1, 4. 8. 9; 3, 3:ср. Иер. 2, 8, 20). Согласно с Иеремией, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1: 3, 5 ср. Иер. 3, 3; 6, 13; 8, 12) и Иерусалим, как город возмутительный (3, I ср. Иер. 4, 17; 5, 23), как город, обагренный кровью и очерненный мерзостьюидолослужения (3,1 ср. Иер. 2, 22. 23. 34), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полныдобра, добытого путем неправды (3, 1 и 4, 9 ср. Иер. 7, 27; 6, 6). Такое сходство между пророками свидетельствует отом, что Софонияпророчествовал при тех жеобстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т. е. согласно с надписями их книг оба пророчествовали во время царствования Иосии. Более точно определить время деятельности пророка Софониидовольно трудно. В 1-й гл., 4-м ст. своей книги пророк говорит об обещании Божием изгладить совершенно с места остаткиВаала. Из этого видно, что в то время, когда пророк говорил о сем обещании Божием, идолослужение Ваалу уже не стояло во всем своем непоколебимом господстве и повсеместном владычестве во всем иудейском царстве. Если бы идолослужение это сохраняло еще в это время всю свою си-
281
лу, какую оно имело прежде; то пророк о мерзости его выразился быиначе и гораздо сильнее., чем как он сделал это в 4 и 5 ст. 1-й гл. Затем, упоминая в 5-м ст. 1-й гл. о существовании еще поклонения на крышах воинству небесному, пророк в 3-й гл. ст. 4 говорит о том, что священники сквернят святыню. Такого рода замечание пророка о священникахдает повод думать, что во время пророчествования Софонии, рядом сидолослужением в Иудейском царстве, начало снова входить в свою силу забытое было совершенно почти почитание Иеговы. Мысль эта в своей верности еще яснее выступает из упрека, какой пророк в 1-й гл. ст. 5-м высказывает народу в том, что он (т. е. народ), клянясь Иегове, клянется в то же время царем своим (т. е. идолами, как это мы ниже увидим). Отсюда можно с вероятностью заключать то, что пророк совершал свою деятельность в то время уже, когда Иосия начал восстановление истинногобогопочтенияи искоренение идолослужения. Но Иосия, по точному повествованию книги Паралипоменон (2 Пар. 34, 3 — 7), начал это дело в 12-й год своего царствования, а в 18-й—год приказал восстановить храм в его прежнем виде, при чем найдена была книга закона, чтение которой столь глубоко подействовало на царя, что он не только совершил с особенною торжественностью праздник Пасхи, но повелел еще уничтожить и последние следыидолослуженияво Иерусалиме и во всем вообще царстве Иудейском (4 Цар. 23, 24). Значит, пророчества Софониипроизнесены пророком не ранее 12-го года царствования Иосии, а по всей вероятности даже после 18-го года, т. е. после очищения храма от идольских мерзостей, поставленных в его дворах, после полного восстановления храма и после торжественного совершения праздника Пасхи.
Книга пророка Софониисодержит в себе не две или три отдельные пророческие речи; но только главное существенное содержание речей, устно произнесенных пророком. Временно-исторический повод к своему пророчествованию пророк находил в нравственной развращенности Иуды и Иерусалима, в глубоком погружении народа Божия в идолопоклонство и в упорном ожесточении его против всех усилий пророков и благочестивого царя Иосии — воспрепятствовать нечестью в его
282
распространениипо всему царству и чрез то предотвратить от Иуды уже Моисеем и другими, пророками предсказанный суд отвержения народа и рассеяния его между язычниками. На основании указанного направления народа с одной стороны и пророческого свидетельствования своих предшественников с другой, пророк Софония,по внушению Духа Божия, предвещал близкое наступление великого и страшного дня Иеговы, имевшего начаться для Иуды и окружающих по ближних и дальних языческих народов всемирными завоеваниями и походами Навуходоносора, царя Вавилонского.
«Все истреблю с лица земли, говорит Иегова», пророчествовал от лица Божия Софония; Я совершу столь же всеобщий и столь же страшный суд, сколь всеобщ и сколь страшен был суд потопный. Как там Я угрожал истребить с лица земли все существа, которые Я сотворил,—истребить от человека до скотов и гадов и птиц небесных. (Быт. 6, 7) и привел в исполнениеСвою угрозу (Быт. 7, 21); так и теперь «Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыбу морскую». Вместе с истреблением беззаконников, Бог угрожает истребить «соблазны», все предметы как грубого, так и более утонченного идолослужения. — «все дела нечестии» (ср. Mф. 13. 41). Итак, как суда заслуживают только люди — грешники; неразумная же природа только за грех и чрез грех человека, а не сама по себе подверглась тлению (Рим. 8, 20 — 22); то для выражения этого еще раз и отдельно угрожает Бог беззаконникам: «изглажу людей с лица земли», утверждает Он (1, 2-3).
Этот суд, имеющий совершиться над всем миром и всеми его обитателями, прежде всего и по преимуществу обрушится на Иуду, как народ богоизбранный, но своим нечестием глубоко оскорбивший Бога, и на Иерусалим, как место обитания Божия, но место, оскверненное идолослужением. И вот, продолжает Бог устами пророка: «Я, Иегова, простру руку Мою», с целью истребить беззаконников (сн.Вт. 4, 31; 5,. 15; Ис. 3, 2.; 9, 12—17; 10, 4; 14, 26. 27), «на Иуду и на всех жителей Иерусалима и изглажу с места сего остатки Ваала», изглажу все, что еще осталось неуничтоженным как от грубого, так и более утонченного идолослужения, изглажу «имя жрецов», —
283
этих лиц, поставленных царями иудейскими для отправления служения на высотах и нечестивого символико-идолопоклоннического служения Иегове (см. 4 Цар. 23, 5; Ос. 10, 5), «и имя священников», жрецов в собственном смысле идольских, отправлявших только идолослужение. Вместе с идолами и их жрецами Бог угрожает изгладить с места, стереть совершенно с лица земли и всех идолопоклонников и во 1-х совершенных идолопоклонников, «поклоняющихся» чрез возжигание курений (Иер. 19, 13) и чрез принесение закланных жертв (4 Цар. 23, 12) «на крышах», или точнее, — на алтарях, устроенных на плоских кровлях домов, «небесному воинству» 2),—и во 2-х поклонников, которые идолослужениеВаалу соединяют с истинным богопочтением (3 Цар. 18, 21), «которые клянутся Иегове», клятвенно обязуются служить Ему, и в то же время «клянутся царем своим» (Ваалом, который на надписях прямо называется царем,—MovirsбPhöniz(15 171 7), при клятвах призывают имя царя—Ваала, как Бога; таким образом, клянясь Иегове в верности Ему, в подтверждение истинности своей клятвы призывают имя идола. Наконец Бог угрожает изгладить еще третий класс людей,—презрителей Бога, которые индифферентно, совершенно холодно, безразлично или безучастно относятся к делу религии, «которые отступают от Иеговы и которые не помышляют об Иегове и не ищут Его» (1, 4—6).
Угрожаемый суд наступит скоро. Все должны подчиниться ему, все должны ожидать его в смиренной и молчаливой покорности определениям Иеговы, всевластного управителя мира. «Умолкните», требовательно взывает ко всем пророк, «пред лицом Господа Иеговы; ибо день Иеговы близок (ср. Иоил. 1. 15) и Бог», как совершитель суда, «приготовил (уже) жертву» (ср. Ис. 34, 6; Иер. 46, 10; Иезек, 39, 17,) — народ Иудейский, «освятилзванныхСвоих»,освятил на войну народы(ср. Ис. 13, 3; Иер. 22, 7), долженствующие пожрать Израиля (ст. 7). Никто
2) Поклонение звездам было частью служение Ваалу, между тем так солнцу, луне и звездам покланялись какносителям сил природы, боготворимых в Ваале и Ашере (4 Цар. 23, 5. 6); а частью—это был чистый сабеизм, или служение звездам, которые боготворились как виновники всякого бытия и всего совершающегося в природе, и как руководители и распорядители всех вещей, находящихся под луною.
284
в Иерусалиме не избежит погибели; все, кто в каком состоянии бы ни был, будут закланы. «В жертвенный день Иеговы», говорит Бог устами пророка, «Я воззрю на князей»,—на глав родов и фамилий, облеченных высшими государственными должностями, «н на сынов царских», — на всех вообще членов царского дома, «и на всех» тех, которые, подражая нравам и обычаям упомянутых князей и царских особ, вместе с ними одеваются «в чужеземную одежду», свидетельствуя этим о внутренней, общей сердечной привязанности к чужеземным, языческим нравам и обычаям. «Я воззрю в тот день», продолжает Бог, «на всякого» нечестивого царского слугу, «перескакивающего чрез порог», внезапно и с насилием врывающегося в чужой дом с целью отнять чужое добро,—воззрю «на всех, наполняющих» таким образом «дом владыки», царя «своего» чужими сокровищами, захваченнымиими «посредством насилия и обмана». «И будет в тот день, говорит Иегова», слышен на Сионе «вопль от ворот рыбных 1) и вой от нижнего города»,2) «и большое разрушение»,и шум великого неприятельского разрушения «от холмов»,окружающих нижний город Везефы и Гарева. «Рыдайте живущие в ступе» (по всей вероятности, в той долине, которая спускается между Акрой на западе и Везефой и Мориа на востоке и доходит до Силоамскогоисточника); ибо «весь народ Ханаанский»,т. е. весь торговый народ Иудейский, живущий в этой лощине, но своей страсти к торговле и ростовщичеству нравственно сроднившийся с купцами Финикийскими, или Ханаанскими, «исчез»; «погибли все» торговцы, «навьюченные», обремененные неправедно добытым «серебром». Чтобы никто из жителей Иерусалима не избежал суда, «в то время», угрожает Бог,
1)Рыбные ворота находились, по Неем. 3, 3; 12, 39 ср. 2 Пар. 33, 14, на восточной стороне стены окружавшей нижний город с северной стороны.
2) Нижний город иначе называется вторым городом и подучил свое название оттого, что часть города Иерусалима, носившая это название, была достроена после. Из Неем. 11, 9; 2 Пар. 32, 5 видно что Езекия, кроме стены, окружавшей внутреннюю часть города и построенной до него, построил другую стену. Между этими двумя стенами, и именно по холму Акра были построены дома, и эта-то часть города получила название «второй город, или нижний город».
285
«Я пересмотрю Иерусалим со светильником», произведу самый наистрожайший пересмотр самых сокровенных мест и жилищ презрителей Бога, «и посещу» Своим наказанием «людей, ссевшихся на дрожжах своих», людей, которые подобно старому вину, ссевшемуся на своих дрожжах, не сцеженному, удерживающему потому свой вкус и запах даже и в том случае, если его переливают в другой сосуд (Иер. 18, 11), упорно удерживают свой нравственный и религиозный индифферентизм, «которые», в плотском спокойствии своего земного счастья, «говорят в сердце своем»:нет на земле никакого Бога, Управителя миром и Судии его; все в мире совершается по случаю или мертвым законам природы; Бог, живущий на небе, не проявляет Своей деятельности на земле; подобно бездушным идолам (ср. Ис. 41, 23; Иер. 10, 5,), он «не делает ни добра, ни зла».Таковым-то людям, отвергающим действие Божие в мире, а с тем вместе необходимо отвергающим и существо Божие, Бог и покажет Себя Управителем и верховным Судиею мира; Он предаст» их имение на разграбление, а дома их на запустение»,так что они испытают на себе истинность наказаний, которыми Он угрожал издавна презрителям Его имени (Лев. 26, 32. 33;Вт. 28, 30. 39; Ам, 5, 11; Мих. 6, 15): «они построят дома, а жить в них не будут; разведут виноградники, а вина из них пить не будут» (1, 8—13). И все это придет очень скоро. «Близок», возвещает пророк, «великий», по своим действиям, «деньИеговы», день Его суда, «близок и весьма спешит. Уже слышен день Иеговы»; не в состоянии противостоять врагу, «горько зарыдает тогда и храбрый» даже. «День» бурного «гнева» Божия—«день сей», но своему действию это—«день скорби и стеснения» (ср. Иов. 15, 24), день опустошения и запустения (ср. Иов. 38, 27; 30, 3); день несчастья: «день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный» (ср. Иоил. 2,); по своему свойству — это «день трубы и военной тревоги» к нападению «на укрепленные города и на высокие башни», к овладению ими и разрушению их (Ам. 2, 2.) В это время Бог так стеснит людей (ср. Вт. 28, 52,), приведет их в такое отчаянное положение, что они от страха совершенно растеряются «и будут ходить как слепые» (ер.Вт. 28, 29), будут искать какого-нибудь выхода
286
из беды и не найдут. Так поступит с ними Иегова, «потому что они согрешили против Иеговы» чрез отпадение от Него, чрез идолослужение и чрез преступление Его заповедей, чрез нерадение оних(ср. ст. 2—14). Самая же беда будет состоять в том, что «кровь их польется, как песок», будет продаваться без всякого сожаления, как вещь ничего нестоящая. (Ср. 4 Ц. 13, 7,) «и их трупы будут как навоз», дочиста вытасканный из хлевов (ср. 3. Цар. 14, 10) и валяющийся на поле (ср. Иер. 9, 21). Ничто не спасет от этой беды. Нельзя будет умилостивить в день гнева Божия врагов ни серебром, ни золотом; ни то, ни другое «но сильно будет спасти их в день негодования Иеговы» ср. Ис. 13, 17; Иер. 4, 30; Иез. 7,10), несильно потому, что Господь определил совершить суд над всею землею и потому не будет народа, у которогобы можно было найти спасение себе, «огнем ярости Его поедена будет» неизбежно «вся земля; ибо Он совершит и конец внезапный всем жителям земли» (сн. Ис. 10, 23) (4, 14—18). Единственное, действительное средство спастись от погибели состоитв обращении к истинному Богу и служении Ему в правде и смирении. Так как суд обрушится по преимуществу на Израиля; то с этим средством пророк и обращается к сему народу: «Войдите в себя»;увещевает Он, «и осмотрите себя», сознайте свою нечистоту, свою греховность, вы «народ бесчувственный», покайтесь и обратитесь к Боту, пока ещеесть время ко спасению, «пока еще не родилось», не пришло к своему осуществлению «определение» Божие о вашей погибели,—а оно, нужно заметить, близко уже к осуществлению, «день» суда Божия «летит как солома», гонимая сильным ветром,—так спасайтесь, «дока еще не постиг вас палящий гнев Иеговы, пока еще не наступил для вас день гнева Иеговы».В виду этого гнева, в виду быстро приближающегося суда Божия, особенно вы «смиренные (οἱπραεῖς—Ам. 2, 7; Ис. 11, 4; Ис. 36, 11) земли, убеждает пророк, вы поступающие по закону Иеговы, теперь, в это тяжелое для земли» время еще с большею ревностью «взыщите Иегову», еще с большим рвением «взыщите правду, взыщите смирение». И только в таком случае, только под условием вашей усиленной деятельности на пути истины и до-
287
бра, вы, «может быть, укроетесь», может быть, будете помилованы и спасены «в день гнева Иеговы» (2, 1—3), который обрушится страшно на всюземлю. «Ибо Газа будет разорена, и Аскалон запустеет, Азот в полдень», т. о. внезапно, когда он того и не ожидает совсем(cp.Иер. 15, 8) «разграбят и Екронискоренится» 1). Касаясь городов, суд коснется и жителей земли Филистимской. «Увы», предвещает пророк, горе народу Филистимскому в лице отдельной ветви его — народа Крефейского, жившего при Средиземном море, на юго-западном участке землиФилистимской, «жители приморской полосы, народ Крефейский»! «Со слово Иеговы», суд Его «на вас ханаан, земля Филистимская». Ты, населенная и по происхождению и по нравственному направлению ханаанским народом, должна разделить участь погибшего Ханаана от руки Божией чрез евреев: «истреблю тебя», угрожает Бог чрез пророка», оставлю без жителей. «И тогда» приморская полоса земли сделается долиною для пастушеских пещер, «выкапываемых под землею для защиты от солнца, и местом» «для овчих дворов». «Достанется полоса сия остатку дома Иудина», спасенному от погибели среди суда части народа Божия; «там они будут пасти» свои стада, а «в дома Астона приходить вечером на покой»;ибо», «прибавляет пророк, «Иегова Бог их посетит их» Своею милостью, после совершения исправительного суда над ними, заботливо примет их под Свое покровительство «и воз-
1)В ряду, упомянутых пророком наиболее важных городов землиФилистимской занималвдревности одинаково место еще городГеф. Ноон оставлен здеськак и у Амоса 1. 6—8, без упоминания потому что параллелизм членов допускал только название 4-х городов —и такое число было совершенно достаточно для обозначения целого, т. е., всейвообще земли Филистимской. Икак для обозначения того, что суд обрушится на всю землю Филистимскую, пророк берет только четыре наиболее важныхгорода этой земли и в лицеих уже предрекает ейвсей суд; так и для обозначения того, что суд совершится над всем языческиммиром, он не перечисляет все народы земли, над которыми суд совершится, а ограничивается упоминанием только одного какого-либо народа на каждой из сторон света в отношении к Палестине, —а именно ограничивается упоминанием Филистимлян, на западе (2. 5 -7);Моавито-Аммонитян, как одного народа, навостоке (ст. 8 -10;Куинитян на юге (2, 11и 12)и Ассуранасевере, или точнее. — северо-востоке.
288
вратитих плен» (сн.Ос. 6, 11; Амос. 9, 14,) возвратить пленников в свою землю (2, 4—7).
Наряду с народами, живущими на западе, относительно обетованной земли, суду Божия наказания подвергнутся и народы востока. Моав и Аммон—два народа, связанные между собою по своему происхождению от двух братьев, — сыновей Лота родственными узами и поэтому, а равно и по своему одинаковому и постоянному враждебному отношению 1) к народу. Божию, составляющие как бы один народ, за свои насмешки и ругательства над Израилем, когда тот находился в нужде и стесненном положении, понесут тяжелое наказание карающего Судии. «Слышу Я», говорят Бог чрез пророка, «насмешки Моава, поношения (словом и делом) сынов Аммоновых, как они поносят народ Мой и дерзают вступать в предел их» с тем, чтобы завладеть землями их (cp.Ам. 1, 13.) «И потому жив Я! (клянусь жизнью своею,) говорит Иегова воинств, Бог Израилев: Моав будет тоже, что Содом, и сыны Аммоновы тоже, что Гоморра»;они понесут такую же участь, какую понесли и смежные с ними, некогда славные города Содом и Гоморра; на место плодоносной земли, на место цветущих городов и селений, полных веселым, могучим народом, явится «поляна, заросшая колючими растениями и соляная копь (см. Вт. 29, 22) и вечная пустыня». За то, что Моав и Аммон постоянно стремились возобладать над народом Божиим; за это они сами подпадут власти этого народа: «оставшийся» от погибели среди суда Божия. «Мой народ», говорит Бог, «разграбит их, и уцелейшие люди Мои наследуют их» сделают оба народа своим достоянием, своими рабами (ср. Ис. 14,2; 61, 5)(2,8—10).
1) При про МоисееМоавитскин царь Валак хотел при помощи Валаама проклятием уничтожить Израиля (Числ. 32), за что Моаву возвещено наказание (Числ. 24, 17); во времена Судей и Моав и Аммон стремились к подчинению Израиля под свою власть (Суд. 3, 12-14; 10, 7—10 ср.I Цар. 11, 1—5; 2 Цар. 10—12 гл.), за что и были жестоко наказаны Саулом и Давидом (1 Цар. 14, 47; 2 Цар. 8, 2; 12, 30. 31,); вообще, как видно из Иер. 48, 26. 27. 20. 30; Ис. 16, 6; 25, 11, оба эти народа при всяком удобном случае старались всеми силами повредить Израилю, а еслибы возможно, то и совсем уничтожить его.
289
Таким образом суд Божий, наказывающий народы языческие на западе и востоке относительно Палестины, — наказывающий за то, что эти народы с своими идолами хотели восторжествовать над Израилем и его Богом—Покровителем, в конце концов приведет к владычеству над ними спасенного среди суда остатка Израилева. Это владычество наступит тогда, когда Господь возвратит плен (2, 7) Израилев, т. е., когда продолжающееся еще до сих пор отвержение Израиля окончится, и когда Он чрез свое обращение ко Христу снова будет введен в нрава народа Божия. Следовательно, владычество разумеется духовное имеющее совершиться чрез принятие в общество духовного Израиля язычников, обратившихся при суде над ним к живому Богу, а потому и спасенных от всеобщей погибели нечестивых идолопоклонников, презирающих истинного Бога. Раскрывая эту мысль, пророк и говорит: «страшен Иегова над ними», т. е. вышеупомянутыми языческими народами, — страшен в то время, когда Он открывает Себя в полном Своем величии всемирного Судии, страшен потому, что Он «уничтожит всех «богов земли», совершая суд, уничтожит те народы и царства, которые опираются на этих богов. Уничтожая их, Он явно обнаружит ничтожество богов и приведет все народы к признанию только Его Одного истинным Богом (Мих. 3, 12); и они «поклонятся Ему», приходя «каждый» индивидуум, каждый отдельный член народа «из места своего» во Иерусалим (сн. Ис. 2, 2, 3; Мих. 4, 1; Зах. 14, 16) духовный, в царство Божие, или Церковь Христову, — покло-
1) Что во касается до тех исторических отдельных событий, в которых упомянутые народы были побеждаемы силою оружия и покоряемы частью Халдеями, а частью и Иудеями, по возвращении их изплена,— покоряемы до тех пор, доколе их земли не пришлив то запустелое состояние, в каком они находятся в настоящее гремя, и доколе сами они не сошли окончательно со сцены истории; то эти события могут быть рассматриваемы только как предзнаменования исполнения, но не самое исполнение слов пророка; так как Софония созерцает суд не в его отдельных моментах, а в его полном и окончательном совершении. На таковые события относить слова пророка запрещает уже то обстоятельство, что на Филистимляне, ни Аммонитяне; ни Моавитяне, не подпадала продолжительному политическому господству над ними народа Иудейского, ни тем болеене были Иудой, как народом Божиим, обращены в свое достояние.
290
нятсяЕму «все острова язычников» 2, 11). С тою же целью Божий суд распространятся и на народы юга, представителем которых является у пророка живущий на дальнем от обетованной землиюгеКуш, или Ефионияне1).«И вы Ефиопляне», возвещает пророк от лица Божия, — «будут ониубитымечем Моим», что и начало исполняться судом Божиим над Египтом чрез Халдеев (см. Иез. 99, 4—9 ср. Ioseph. Ant.X, 11),что продолжается даже до обращения итого народа ко Господу; начало которого мы читаем в Деян, Апост. 8, 27—.38.
Не взбегут итого грозного и вместе благодетельного суда Божия и народы северные, представителем которых пророк выставляет Ассура, совершавшего свои нашествия на землю обетованную с севера. И так как Ассур, во время деятельности пророка Софонии, обладал еще всемирною властью; и так как он желал и стремился уничтожить царство Божие в Иуде; то пророк, изрекая Божие определение о погибели этого могущественного народа, высказывает его первоначально в форме своего личного желания, выражая этим настоятельную потребность народа Божия в погибели итого опасного для неговрага, и затем уже переходит к прямому, положительному изречению последствий суда, имеющего совершиться над Ассуром. «И простер бы Он», т. е.Иегова, говорит пророк, «Свою руку на север и погубил бы Ассура, Ниневию сделал бы степью дикою как пустыню,—степью, в которой живут только дикие звери. Когда это осуществится, тогда среди ее «будут покоиться стада, всякие животные в куче; пеликан и еж будут покоиться на ее капителях», т. е. на канителях столпов, уцелевших от разрушенных дворцов; «из окон» будет слышан «голос поющих» птиц, «на пороге» будет видимо «запустение»—не будет видно тут на одного живого существа: «ибо кедровое древо Он (Иегова) обнажил», дворцы и великолепные здания Он разрушил и ободрал со стен их драгоценную их обложку. Такая-то судьба постигнет«город ликующий»,город, в котором постоянно
1 )Ефиоплян пророк выставляет не потому, чтобы они также враждебно как другие, выставляемые пророком народы относились к Израилю, а потому чтобы показать, что суди совершится надвсеминародами, как??????????????????????????????????????????????????.
291
было шумное торжество народного множества, город, «живущий беспечно»,город, дошедший до самолюбия и «говорящий в сердце своем: я, и кроме меня нет еще». «Увы, он сделается пустыней, логовищем для зверей. Всякий проходящий мимо него», видя его несчастье, видя его разрушение и опустошение, «свиснет имахнет рукою», выражая этим свою радость и свое изумление и вместе подтверждение того, что постигшая город беда вполне им заслужена (2, 12—15).
Представив пред лицонарода всемирный суд Божий, как доказательство неизбежности грозного суда Иеговы для Израиля, пророк снова обращается к Иерусалиму: снова говорит ему, что если кто, то именно этот город по преимуществу должен подвергнуться очистительному суду Божию, так как он полон нравственного растления: «Горе», взывает пророк, «упорному и очерненному «грехами и злодеяниями» (ср. Ис.39, 3) городу губителю! Он не слушает гласа» Иеговы, раздающегося в законе и слове пророческом (ср. Иер. 7, 28), «не приемлет увещания», относясь холодно и презрительно к закону и заповедям Иеговы; «он презрительно также относится и к обетованиям Божиим»: он не надеется на Иегову, не надеется на его евангельские обетования: он не верить в них, и чрез то «к Богу своему не приближается».Таково по своему направлению все население города; не лучше в этом отношении и власти городские, как гражданские, так и духовные: «князья его в нем — это львы рыкающие» на бедных и слабых людей с тем, чтобы пожрать их ср. Притч. 28, 13; Иез. 19, 3; Наум. 2. 13);«судьи его» так же жадны, как «вечерние волки», которые пойманную вечером добычу пожирают тотчас же и «не отлагают к утру костей», с тем, чтобы тогда их сесть. «Пророки унего», не призванные к пророчеству Божественным голосом «пустословы» (ср. Мих. 2, 11; 3. 5. 11), «люди притворные», которые обманывают народ, выказывают пред ним мысли своего сердца так, как будто бы это было Божественное откровение, и чрез то самое укрепляют его в богоотступничестве; «священники у него оскверняют святыню», оскверняют всякое священное дело и действие и поступая таким образом, попирая предписания закона о святом и несвятом, чистом и нечистом, насилуют, «разрушают» самый «закон» ср. Иез. 22, 25. 26 . Так нечествует Иерусалим, не обращая внимания на то, что Иегова ежедневно?показы-?(не четко в книге - ред. электр. изд.)
292
вает ему «свою правду». Среди беззакония, наполняющего город, «Иегова» пребывает «праведен» в своей деятельности, в то время, когда народ Его постоянно нарушает правду Его,—постоянно поступает неправедно, — «Он не делает неправды» (cp. Вт. 32, 4), и «Свою правду являет на свет каждое утро,—не пропускает»,—ежедневно, неопустительно чрез пророков возвещает народу Свой закон и Свою правду; «но беззаконник», народ погрязший в неправде, «не знает стыда», не внимает Божией правде и не стыдится своего гибельного состояния. Поэтому Бог иначе проявит такому беззаконному народу Свою правду; прежде Он проявлял ее чрез слово пророческое, а теперь проявит ее чрез всемирный суд. «Я», говорит Бог чрез пророка, «истреблю народы» все вообще. «Зубцы их» укрепленных стен и башен (синекдохическое обозначение укреплений и крепостей) «будут разрушены»; улицы их «земли (синекдохическое обозначение вообще ровной земли) «сделаются пустыми и никто более не будет ходить по ним»; «города их будут разорены», так что там «не будет более никакого человека, никакого жителя». Совершая же суд над всеми народами, Бог тем более совершит суд над своим избранным народом, оставшимся упорным в своем нечестии, не смотря на все увещания и предостережения со стороны Бога, какие Он делал ему чрез закон и чрез пророков: «Я говорил», возвещает Бог, «дочери Сиона», населению города Иерусалима: «бойся только Меня, и жилище ее (дочери Сиона) не будет истреблено, по всему, что Я предназначил против нее,—«она освободится от того рода, или образа наказания, какое Бог определил ей за ее нечестие; «но они», жители Иерусалима, несмотря на ежедневные увещания Божии, несмотря на постоянные предостережения Его, ревностно, «скоро развратили все свои действия, так что Иегова после всего этого находит единственное средство к спасению человека,— это очистительный суд, губящий нечестивых и спасающий людей верных Ему, людей смиренных. Поэтому пророк от лица Божия снова обращается к смиренным земли (2,3) и ободряет их от имени Божия с терпением ожидать Бога, идущего судить мир: «Итак ждите Меня, говорит Иегова», твердо надейтесь на Бога все, ожидающие от Него спасения
293
себе, с твердою верой «ждите дня, когда восстану для добычи», когда чрезсуд очистительный дам народам чистые уста для призывания Моего имени и таким образом чрез суд получу в добычу Себе из среды всех народов души желающие и ищущие спасения (ср. Ис. 33, 12; сн. 32, 15; 49, 7). Таким образом, ожидающие Иегову и надеющиеся в Нем подучить спасение будут спасены; но что же касается упорных и ожесточенных грешников; то они чрез суд будут уничтожены: «ибо Моя правда», которую Яежедневно являл чрез закон и пророков, требует того, чтобы «собрать народы, созвать» в одно место «царства, излить на них негодование Мое, весь жар гнева Моего», чтобы просеять людей, грешников уничтожить, а раскаивающихся обратить к Себе и сделать их истинными чтителями Иеговы. Этот суд Божией правды будет суд страшный и всеобщий: «ибо огнем ревности Моей», говорит Иегова, «съедена будет вся земля» (3, 1—18).
Но этот суд будет и самый богатый своими добрыми последствиями. «Ибо», говорит Бог, «тогда Я дам народам чистые уста», сердце их, как исходите всех желаний и стремлений, выражаемых чрез уста, будет перерождено, обновлено, очищено от всякой греховной нечистоты,—для того, чтобы они не высказывали более своими устами каких-либо порочных желаний, каких-либо нечестивых стремлений, не произносили имен идолов (ср. Ос. 2, 17; Ис. 13, 4), а напротив «чтобы все они», своими чистыми устами, торжественно и от всего сердца призывали имя Иеговы и служили ему единодушно». Служение это проявится в том, что из самых отдаленных стран, «из-за рек Ефиопских (Нил и Астаборас с их притоками) они принесут Мне моих поклонников, дщерей моих рассеянных»,—общество, состоящее из рассеянных членов народа Богоизбранного—они принесут «как дар», как жертву, как ее приносят сыны Израилевы (ср. Ис. 66, 20); они призовут или обратят к живому Богу рассеянных членов Израиля 1). «В тот день», обращается Бог к дщери Сионовой,
1) Мы имеем здесь ту же мысль, выряженную только в ветхозаветной форме, какую раскрывает и апостол Павел в посл. к Римл. 11-й гл., а именно, что язычникам даровано спасение между прочим с тою целью, чтобы чрез то возбудить к ревностному последованию обращающимся к
294
«ты», какочищенная и освященная Иеговой, «не будешь в стыде от всех дел твоих, какими ты согрешила против Меня»;потому что не будешь уже больше совершать таких дел; потому что не будут уже среди тебя больше обитать беззаконные люди; «ибо тогда Я», говорит Бог, «удалю из среды тебя гордых»—судей, священников и ложных пророков 3, 3 и 4),— этих развратителей, «ликующих» о твоих греховных делах и злых стремлениях, «и ты не будешь уже тщеславиться на горе Святой Моей» (ср. Ис. 11, 9). «И оставлю среди тебя народ бедный и убогий», — народ, уцелевший от суда погибели и собранный в Иерусалим из разных стран рассеяния,—народ, который, в противоположность гордым, надеющимся на свою силу,тщеславящимся своими добродетелями, полон чувства бессилия относительно своего нравственного исправления, полон сознания, что спасением своим он обязав единственно только милосердому Богу, а потому всегда и во всем «он надеется на Иегову» Бога, Спасителя своего. Таковой-то «остаток Израиля», эта ἐκλογὴнарода Божия «не будет делать неправды, не будет говорить лжи и не найдется в устах их языка лукавого». Подобно Богу, который «не делает неправды» (3, 3), подобно рабу Иеговы, у которого «в устах нет лукавства» (Ис. 33. 9) ,— и этот остаток ни словом, ни делом не будет совершать ничего нечистого и чрез то самое сделается народом святым, вполне соответствующим божественному призванию Израиля (Исх. 19, 6). О святости народа, его всецелой чистоте и Богоугодности будет свидетельствовать жизнь этого народа,—жизнь счастливая и спокойная, «ибо
истинному Богу язычникам Израиля, упорно отказывавшегося от благодатногопризыва ко спасению. Слова пророка говорят о том благословении, которое вырастет для отверженного на времяИзраиля из дела принятия язычников в царство Божие, и относится не только к миссионерской в тесном смыследеятельности христиансреди иудеев, но иво всему,что чрезраспространение и возрастание христианства международами прямо и не прямоведёт в обращению иудеев к отвергнутому ими Спасителю. Полное и совершенное исполнение сих слов воспоследует тогда, когда,после вступления в царство Божие «полного числа (πλῄρωμα)язычников».«ожесточение (πώροσίς), происшедшее в Израиле только «отчасти», прекратится и «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 25, 26).
295
они», обещает Бог, «будут пастись», как стадо (ср. Мих.7, 14; Лук. 12, 32), защищаемые и охраняемые своим пастырем—Самим Иеговой; оттого, не боясь врагов, «будут покоиться и никто не потревожит их», ибо Сам Господь будет защищать их (ср. Мих. 4, 4) 1). И так «торжествуй дщерь Сиона», взывает Бог, переносясь к тому времени, когда Он восстановленному остатку Израили даст блаженную жизнь; «ликуй Израиль, веселись и радуйся дщерь Иерусалима!» Иегова снова восстановляет разорванный с тобою союз Свой благодатный, «Он отклонил суд твой, уничтожил твоих врагов», совершителей этого суда. Находясь под властью врага, Израиль лишился было благодатного владычества над собою Бога своего, теперь, с уничтожением врагов его, Бог снова делается Царем его, Он снова обитает среди его общества; вследствие чего Израиль зла более уже не увидит, более не испытает уже никакого несчастья. Все обитатели Иерусалима в тот день вполне могут быть названы людьми небоящимися: «В тот день скажут Иерусалиму: не бойся, Сион; да не опускаются руки твои», как они опускаются от ужаса и страха у людей при виде приближающейся ужасной беды (Ис. 13, 7). Так говорить Иерусалиму будут потому, продолжает пророк, что «Иегова, твой Бог, среди тебя; Сильный спасает тебя»,—и спасая, питает самую сильную и горячую любовь к Своему спасаемому (ср. Ис. 62, 5; 65, 19), а потому и радуется опасению Своего возлюбленного. «Он радуется о тебе», говорит пророк дочери Сионовой, «ивеселится».—Предмет Его любви так любезен Ему, так восхитителен для Него, что погружаясь в созерцание его и наслаждениеим, Он «умолк в Своей любви» к нему; в молчании, Своим взором, полным любви покоится на нем; но восторг Его в то же время так велик, восхищение от созерцаемого любимого предмета так сильно, что Он не в состоянии более сдерживать Себя и открыто, громко выражает Свою любовь: «радуется о тебе», говорит пророк, «с восторгом» 2). Но все это принадлежит народу, очищенному чрез
1) Исполнение обетования началось с явлением Господа на землю для спасения людей и всецело осуществится с Его вторым пришествием для окончательного суда и вечного блаженного царствовании с праведными.
2) Человекообразное представление проявлений сильной любви.
296
суд и спасенному,—таким образом принадлежит временам будущим; в ближайшем же к пророку времени предстоял народу Божию грозный суд, имевший целью, по пророчественному свидетельству Моисея и последующих пророков, рассеять Израиля между язычниками и очистить его в железной печи скорбей и страдании. Десять колен были уже отведены в плен; Иуде в ближайшем времени предстояло испытатьту же участь.
Среди такого тяжелого времени испытаний вера благочестивых людей нуждалась в твердом подкреплении. Таковое-то подкрепление и дает пророк, напоминая еще раз, что смиренные земли, страдальцы, рассеянные по языческим странам, изнывающие вдали от Сиона, снова будут собраны в любезный для них Сион и получат здесь обетованное им вечное спасение. Таковым людям устами пророка Бог говорит: «Сетующих о праздничном собрании»,—людей, страдающих вдали от Иерусалима и горюющих о том, что они не могут принимать участия в торжествах всенародных, праздничныхсобраний пред лицом Иеговы, «Я соберу» на том основании, что по своему происхождению, но своему отечеству «они твои» Иерусалим, и на том еще, что «бременем на них лежит поношение», рабство между язычниками. «Вот Я» с гневом, с наказанием «поступлю со всеми» языческими, «угнетавшими тебя в то время» народами, а тебе несомненно дарую обещанное тебе прославление: «храмлющее спасу, разогнанное» по разным странам «соберу (ср. Мих. 4, 6); сделаю их»,—этот народ страдающий в чужих землях и собранный оттуда,—«почтенными и именитыми на всякой земле, где они были в бесславии» (ср. Вт. 26, 19). «В то время Я поведу вас», обращается Бог к страждущему и спасаемому Имнароду, как верный пастырь выводит и вводит свое стадо (ср. Числ 27, 17), поведу тихо, бережно, предохраняя от всяких опасностей и несчастий. Как добрый пастырь собирает свое стадо и заботливо осматривает его: нет ли между ними больных или вообще нуждающихся в пособии, с тем, чтобы если таковые окажутся, немедленно подать им нужную помощь; так и «Я соберу вас; ибо сделаю вас знаменитыми и почтенными у всех народов земли тогда, как возвращу пленных ваших» совершенно явно, «пред вашими глазами» (ср. Ис. 32. 8; Лук. 2, 30) (3, 11—20).
297
В изложенном обетовании взгляд пророка направляется на Израиля и на спасение, дарованноеостатку Израиля. Но так как Софония не тольковозвещает суд над всею землею; но в 3-й гл., ст. 9 и 10 возвещает еще и обращение языческих народов к Иегове, живому Богу; то поэтому изображение спасения 3, 11—20 мы не должны относить только к плотски произшедшему от Авраама и от суда погибели спасенному остатку Израилеву; но должны включать сюда и язычников, обращенных чрез Христа Спасителя к истинному Богу. В этом смысле настоящее обетование исполнилось так: спасение, которое Господь обещался чрез суд свой создать для дочери Сионовой, или остатка Израилева, началось для Иуды и для всего мира с основанием церкви Христовой чрез Него Самого, т. е. Иисуса Христа и затем чрез апостолов. В наступившем с явлением Спасителя на земле суде над миром и князем его — это спасение последовательно все более и более расширяется чрез постепенно увеличивающееся распространение имени Иеговы и истинного Богопочтения между всеми народами земли. Во всей своей полноте и широте раскроется оно при втором пришествии Господа на землю для окончательного суда и приведения в полноту Своего царства чрез основание нового Иерусалима (Анок. 21 и 22 гл.). Правда, как суд, так и спасение остатка Израилева, ищущего Иегову и Его правду, началось еще до явления Иисуса Христа на землю, а именно началось преданием Иуды и всех в круг ветхозаветного пророческого видения входивших народов и царств в руки Навуходоносора первоначально, а затем в руки других, следовавших за ним всемирных обладателей, и сохранением среди этих судов остатка Израилева; но эти события, при раскрытии смысла рассматриваемого нами обетования, могут быть принимаемы во внимание только как предварительные ступени, ведущиеко временам действительного исполнения, начавшегося с явлением Спасителя на землю для спасения, а с тем вместе и для суда всего человечества.
Из предложенного подробного обозрения книги пророка Софронии виден план ее построения. Она состоит из трех частей. В первой части (гл. 1) говорится о близости суда над всею землею (1, 2—7; и над Иудою в частности (1, 8—13) и затем изображается ужасность этого суда (1, 11—18). Во второй части
298
(2—3, 8) пророк увещавает весь народ Божий к покаянию, а благочестивых в частности к постоянству и твердости в правде и смирении (2, 1—3) и это увещание мотивирует возвещением, что Господь как произведет суд над языческими народами, и ближними, и дальними за бесчестие, причиненное ими Израилю,—и чрез уничтожение их силы приведет их к поклонению Его имени (2, 4—15); так равно и в Иуде и Иерусалиме чрез истребление безбожных явит на свет Свою правду (3, 1—8). Непосредственно к этому, как третий часть (3, 9— 20), примыкает возвещение спасения: народы единодушно будут служить Иегове и Егорассеянный народ принесут к Нему (3, 9 и 10). Остаток Израиля, очищенный от злых беззаконников, явится истинным народом Божиим, и покровительствуемый своим Богом будет наслаждаться ненарушимым счастьем и сделается народом почтенным и знаменитым между всеми народами земли (3, 11—20).
Пророчество Софонии, как видно из раскрытого содержания его, носит в себе всеобщий характер, охватывающий суд и спасение в их всецелой полноте, исполнения. Оно не только начинается возвещением всеобщего над целым миром суда, из которого выходит с одной стороны суд, имеющий совершиться над Иудою за его грехи, и с другой стороны суд над народами мира за их враждебность к народу Божию; но и повсюду говорит о великом и страшном дне Иеговы, во время которого огонь Божественного гнева истребит всю землю (1, 14—18; 2, 2; 3, 8). Но не суд, как откровение Божия гнева над всеобщим растлением мира, образует центр и цель целого пророчества,—цель, которую преследует оно, есть утверждение на земле Божией правды. Суд же есть только средство и путь к осуществлению згой цели всецелого развития мира. Это ясно особенно выступает во второй и третьей части пророчества. Иегова покажет Себя страшным в суде над народами; Он уничтожит всех богов земли для того, чтобы все народы покланялись Ему только Одному (2, 11); чрез излияние Своего гнева на царства и народы Он даст людям уста чистые, чтобы они призывали ими имя Иеговы и служили Ему единодушно (3, 8 и 9). Из Иуды и Иерусалима будут искоренены идолослужители, беззаконники и презрители Бога, затем, чтобы яви-
299
лась на свет правда Божия (3, 1—7). Смиренные, поступающие по правде Божией, должны с большим рвением искать Иегову, следовать справедливости и смирению и надеяться на Иегову, — надеяться на тот день, когда Он откроется, когда Он явится затем, чтобы чрез суд создать Себе между всеми народами чтителей Его имени, чтобы свой рассеянный народ собрать и спасенный и собранный остаток Израиля сделать святым и блаженным народом Божиим (3, 11—20). В этом всеохватывающем характере лежит основание того, почему Софония ни не называет исполнителей суда над Иудою, ни описывает их теснее,—и в изображении суда над языческими народами (2, 4—15) содержание: «все народы» индивидуализирует только названием ближних и дальних народов, живущих к западу и востоку, югу и северу. Он пророчествует не о том, или другом отдельном суде, а о суде в его всеохватывающей всеобщности,—суде, при посредстве которого Бог утвердит Свое царство на земле, распространит его и совершит. При этом Софония многократно сходится как в предметном отношении, так и в выражениях, с пророчествами более ранних пророков, и более всего с Исаией, — впрочем сходится не так, чтобы он пророчества Исаии, не исполнившиеся, или же не вполне исполнившиеся в ассирийский период суда над народами, целиком воспринял и возвестил новое и более полное исполнение их чрез Халдеев; но так, что он общие всем пророкам основные мысли суда и спасения в сокращенном обобщении снова предложил своим современникам для более сильного усвоения их в сердце и при этом заимствовал у своих предшественников и многие, наиболее меткие слова и впечатлительные выражения и употреблял их для своей цели (напр. ср. 1, 7 Авв. 2, 20; Иоил. 1, 13; Ис. 34, 6; 13, 3). В этом отношении, т. е. в отношении образа выражения, внешнего изложения своих боговдохновленных речей Софония открывает собою ряд пророков халдейского периода, менее самостоятельных, менее оригинальных, по более примыкающих к древним образцам.
Н. Смирнов.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.