Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевском монастыре, 1. 08. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРАФИМА САРОВСКОГО В СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ
МОНАСТЫРЕ

1. 08. 2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Валерий Павлинович, губернатор Нижегородской земли2! Матушка Сергия3 с сестрами святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры, паломники!

Всех вас сердечно поздравляю с замечательным днем — 112-й годовщиной со дня прославления преподобного Серафима Саровского.

Радуюсь возможности вновь посетить эту святую землю, поклониться цельбоносным мощам Преподобного, помолиться вместе со всеми вами, еще раз увидеть дивную красоту сего святого места, которое гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между Преподобным и монастырем, между духовным подвигом и видимой красотой — огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Оренбургский и Саракташский Валентин (ныне на покое), Симбирский и Новоспасский Анастасий, Самарский и Сызранский Сергий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Саранский и Мордовский Зиновий, Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Ижевский и Удмуртский Викторин; архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; епп. Солнечногорский Сергий, Нарвский и Причудский Лазарь, Балахнинский Илия, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Касимовский и Сасовский Дионисий, Бузулукский и Сорочинский Алексий, Городецкий и Ветлужский Августин, Муромский и Вязниковский Нил, Кинешемский и Палехский Иларион, Мариинский и Юргинский Иннокентий, Котласский и Вельский Василий, Лысковский и Лукояновский Силуан.

2 Шанцев В. П.

3 Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря.

306

 

 

преподобный Серафим явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы.

Сегодня в чтении из Послания к Галатам мы слышали дивные слова апостола Павла: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Преподобный Серафим действительно распял похоть плоти и всякую страсть и, как результат, обрел ангелоподобную жизнь. Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем эти слова, не очень задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть — это господство плоти над человеческим разумом, волей и чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает — это и есть похоть плоти. Почему же апостол соединяет похоть плоти со страстями? Страсть есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения — все это проистекает от господства плоти над человеческим духом.

А почему употребляется в нашем языке такое слово, как «страсть»? Ведь в прямом смысле страсть — это страдание. Употребление этого слова не случайно, потому что похоть плоти всегда приводит человека к страданию, она не может принести подлинного счастья. Трагедия заключается в том, что сиюминутное проявление похоти мы иногда отождествляем со счастьем, но это совсем не так.

Но те, которые Христовы, плоть распяли со страстями и похотями. Учение Спасителя нашего является вечным и всепобеждающим, потому что открывает нам подлинную перспективу человеческого счастья. Если хочешь быть счастливым, стань вначале человеком, научись управлять своей плотью, употребляй волю и разум, подчиняй свое физическое начало возвышенному духовному началу, и тогда за этой земной жизнью откроется духовная перспектива блаженства, счастья и спасения.

Был ли счастлив преподобный Серафим? Да, несомненно. Наверное, никакой силой нельзя было снять его с камня, когда он молился тысячу дней и ночей, или вывести из пустыни и поместить в центр крупного города, где люди услаждают свою плоть. Он просто не смог бы там жить. Его внутреннее состояние было несовместимо с тем, что является вожделенным для очень большого числа, если не большинства, людей. Он был по-настоящему счастливым человеком, если мог в одиночестве, в лесу молиться тысячу дней и ночей, потому что только силой духа можно преодолеть человеческую усталость, слабость, голод и жажду, — но ведь

307

 

 

это преодоление и помогает человеку подняться к Небу, взлететь над повседневной суетой и повседневными скорбями.

И наверное, совершенно не случайно преподобный носил имя Серафим — в честь огненных небожителей, пребывающих в общении с Богом в некоей неведомой для нас высоте, в тех мирах, которые от нас сокрыты, пока мы живы и находимся в теле. Он был подлинно пламенеющим Серафимом, и его внутренний мир был настолько богат, настолько прекрасен, что он был действительно глубоко счастливым человеком. Влияние примера Преподобного не может ограничиваться ни местом, ни временем, и мы, люди XXI века, владеющие многими технически совершенными способами устроения жизни, может быть, лучше, чем люди XIX века, понимаем, в чем красота, сила и немеркнущее притяжение образа святого преподобного Серафима.

Дай Бог, чтобы его пример, его молитвы простирались на всех нас, особенно на нашу молодежь. Ведь именно в молодом возрасте нужно ясно понять опасность греха и поставить предел распространению похоти, чтобы она, как раковая опухоль, не съела здоровую жизненную ткань. И поэтому сегодня наша молитва к преподобному Серафиму в первую очередь о нашей молодежи, о молодом поколении, которое сталкивается с огромными искушениями и соблазнами, но для которых преподобный Серафим может и должен быть немеркнущим примером победы духа над всякой похотью плоти.

Дивеевский монастырь, так же как и Саровская обитель, сохраняет свое великое значение для всей нашей Церкви и для всего православного мира. Во-первых, потому, что здесь пребывают мощи Преподобного, но, кроме того, еще и потому, что здесь, как нигде в мире, почитается его имя и постоянное молитвенное призывание великого старца земли Русской преображает человеческие сердца и создает особую духовную атмосферу, которую мы чувствуем, проходя через святые врата сей святой обители или идя по Канавке Преподобного.

Я хотел бы молитвенно пожелать владыке митрополиту, матушке игумении, всем сестрам и всем нам, чтобы немеркнущая слава и духовная сила этого святого места сегодня, как и в прошлом, притягивала к себе тысячи и тысячи человеческих сердец, которые, соприкасаясь с подвигом преподобного Серафима, обретали бы ясную и правильную перспективу своей жизни.

308

 

 

Молитвами святого преподобного Серафима да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, Нижегородскую землю и сию святую обитель! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.