Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 28. 07. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

28. 07. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Виктор Васильевич Золотов, главнокомандующий внутренними войсками России2! Дорогие матушки игумении, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего наш народ. В этот же день мы отмечаем недавно учрежденный праздник — День Крещения Руси. Поэтому наши мысли сегодня обращаются к великому подвигу равноапостольного князя, к нашим благочестивым предкам, ко всей нашей истории и, конечно, ко дням сегодняшним.

На Литургии мы слышали небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1,11-12). Эти слова являются ключевыми для понимания того, что есть евангельская весть, евангельские заповеди и евангельская система ценностей. Все это не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Через человека мы получаем многое — все знания, которые накоплены человеческим родом. Культуру также созидают люди. Но мы знаем, что знания являются преходящими: что-то остается на долгие годы, может быть,

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Астанайский и Казахстанский Александр, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Минский и Слуцкий Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Волоколамский Иларион, Истринский Арсений, Челябинский и Златоустовский Никодим, Саранский и Мордовский Зиновий; архиепп. Можайский Григорий, Витебский и Оршанский Димитрий, Филарет (Карагодин), Верейский Евгений, Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ) Михаил, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Выборгский и Приозерский Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.

2 Ныне главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ.

277

 

 

навсегда, а что-то заменяется новым пониманием, новыми взглядами на мир, и старые знания уходят в небытие.

То же самое можно сказать про любой род человеческой деятельности: что-то непременно сохраняется, но большая часть произведенного силой человеческого ума или эстетического чувства уходит в небытие. Как много памятников искусства было создано в Античности, но только ничтожно малую их часть мы можем сейчас увидеть в музеях. А ведь то была великая культура, которой уже нет.

А знания? Какие-то дошли до нас, а что-то растворилось в бурях человеческой истории, которые бушевали в течение тысячелетий. Да и за последние две тысячи лет сколько всего было разрушено, уничтожено, а сколько потеряло всякий смысл для современных людей, сохранив свою ценность только для отдельных ученых, узконаправленно изучающих те или иные явления древности!

Почему же и в XXI веке в Москве, в современном мегаполисе, мы собираемся для того, чтобы прославить имя равноапостольного князя Владимира? Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени? Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком она создавалась при князе Владимире. О жизни наших средневековых предков мы можем судить лишь по немногим и обычно более поздним образцам.

Что же в полной мере, без какого-либо разрушения и изменения дошло до нас от князя Владимира? Вера православная! Почему? Потому что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории. Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и все то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным Откровением.

Хранение этого цивилизационного стержня нашего народа — православной веры — было делом непростым. Во-первых, потому, что в какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо подогнать под собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить

278

 

 

наш мировоззренческий стержень. И произносили слова: «За веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что, если она будет разрушена — и царь не устоит, и Отечество будет разрушено и, если не физически, то духовно потеряет свой суверенитет. Удивительно, через какие испытания, связанные с внешним желанием разрушить этот духовный стержень, прошел наш народ.

В XX веке мы столкнулись с еще большей, может быть, опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждениями, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. То была грозная агрессия против всего, что всегда хранила Русь. В какой-то момент показалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил, и наша вера — то, чем гордился наш народ, — сохранилась и хранится на протяжении вот уже 1026 лет!

Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что именно благодаря ему Русь непобедима. Для этих целей употребляются и военные, и идеологические средства. Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень — это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо, а что плохо. И может быть, нынешнее идеологическое давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием, потому что там, где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и примеры борьбы; а если человека обволакивают мягкой силой, прельщают сладкой жизнью, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, то кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: «Да, в самом деле, зачем нам все это надо?» И если такие мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь.

Именно поэтому, празднуя 1026-летие Крещения Руси, совершая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа и включил его в духовную, в культурную и даже в государственную жизнь нашего народа, мы должны помнить о том, что вера православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной. Предадим, откажемся — потеряем все.

279

 

 

В этом смысле очень поучительна история Великой Отечественной войны, ведь именно она положила конец периоду страшного кровавого гонения на Церковь и истребления святынь. Мы знаем, какую страшную цену заплатил наш народ за богоотступничество, за море человеческих страданий, в которых повинны те, кто от Бога отступили.

Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117,18) — великие слова Священного Писания. Так и с нашим народом произошло: наказал Господь, но смерти его не предал, потому что вера хранилась. Именно в суровые годы войны эта вера так укрепилась в народе, что снова стала главным цементирующим фактором, объединившим людей, духовной скрепой, духовным стержнем жизни нашего народа.

Поэтому мы должны помнить, что и сегодня, живя во время военных слухов (Мф. 24,6) и угроз, мы останемся сильными и непобедимыми, если сохраним нашу веру. Но не просто веру где-то в глубине сердца и в личной молитве. Ценности этой веры должны обрести реальность в жизни нашего общества, конечно, с учетом того, что не все люди православные. Но и многие неправославные, как мы хорошо знаем из диалога с представителями традиционных религий, готовы поддерживать те самые нравственные ценности, которые мы находим в Евангелии. Потому хранение сокровища, которое передал нам великий князь Владимир, есть залог и нашей безопасности, благополучия, процветания, и того духовного единства всей исторической Руси, которое не могут поколебать никакие слова и никакие действия.

Я хотел бы сегодня приветствовать в Храме Христа Спасителя Виктора Васильевича Золотова, главнокомандующего внутренними войсками Российской Федерации, и представителей этого рода войск — тех мужественных офицеров, прапорщиков, солдат, которые в любой момент готовы защитить нас с вами. Когда я говорю «в любой момент», я имею в виду отсутствие внешних военных действий. Еще в царское время была осознана необходимость создания такой внутренней стражи государства. Наши внутренние войска во всех отношениях являются правопреемниками той российской внутренней стражи. Мы знаем, что внутренние войска в тяжелые моменты нашей истории — в 1990-е, да и в последующие годы — сыграли решающую роль в сохранении единства нашей страны, ее территориальной целостности, в победе над внешними и внутренними врагами.

280

 

 

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам и всему составу внутренних войск, которые 15 лет назад избрали своим Небесным покровителем князя Владимира, помощи Божией по молитвам этого великого святого, героя, основателя нашей христианской цивилизации. Будьте на страже всех тех ценностей, которые он мужеством и подвигом своей жизни принес нашему народу, чтобы они передавались дальше из поколения в поколение.

Да хранит Господь державу Российскую, ее вооруженные силы, внутренние войска! Да хранит Господь всю историческую Русь, братские славянские народы и да прекратит силой Своей междоусобную брань, ослабляющую эти народы и способную разрушить тот ценностный стержень, на котором держится наша жизнь и безопасность! Верим, что по молитвам всех нас — русских, украинцев, белорусов, людей многих других национальностей — Господь накажет нас, но не предаст смерти!

С праздником вас всех поздравляю!


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.