Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении молебна в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и праздника 1025-летия Крещения Руси у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке г. Киева, 27. 07. 2013

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ МОЛЕБНА В КАНУН ДНЯ
ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО
КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И ПРАЗДНИКА 1025-ЛЕТИЯ
КРЕЩЕНИЯ РУСИ У ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ
НА ВЛАДИМИРСКОЙ ГОРКЕ г. КИЕВА
27. 07. 2013

 

Предстоятели Поместных Православных Церквей1! Ваше Блаженство, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины2! Ваши Преосвященства, представители Поместных Православных Церквей! Глубокоуважаемые Президенты братских православных стран — России, Украины, Молдовы, Сербии3! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, епископат Церкви нашей, досточтимые отцы, монашествующие, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником для всех народов — преемников Крещения в святой днепровской купели — с 1025-летием этого памятного события! Мы стоим на святом месте. Владимирская горка — это словно символ нашего общего духовного истока, это символ Православия на нашей земле, символ тех духовных ценностей, которые мы приняли вместе с Крещением.

Святой равноапостольный князь Владимир совершил человеческий подвиг, потому что для того, чтобы так круто развернуть жизнь народа,

1 Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон.

2 Владимир (Сабодан; † 2014).

3 Путин В. В., Президент Российской Федерации, Янукович В. Ф., в то время Президент Украины, Тимофти Н. В., Президент Молдовы, Николич Т., Президент Республики Сербия.

266

 

 

нужно было быть человеком могучим, целеустремленным, сильным, мужественным, терпеливым. Но он совершил нечто еще более великое — как в самом себе, в своей внутренней жизни, так и в жизни всего народа. Свидетельством этого скрытого, но реального духовного подвига князя Владимира и тех, кто вместе с ним вошел в крещальные воды, является сегодняшнее евангельское чтение. Мы только что слышали удивительную притчу, в которой Господь говорит о Царствии Божием, Царствии Небесном. Оно уподобилось человеку, который нашел клад под землей, а потом пошел и продал все, что имел, чтобы купить ту землю. Уподобилось Царствие Божие купцу, который, найдя жемчужину дорогую, желанную, продал все, что имел, чтобы обрести ее (Мф. 13,44-46).

Внутренний духовный подвиг князя Владимира сродни исполнению этой притчи. Он отдал все, что имел, — все свои духовные и даже философские ценности, — чтобы обрести новую духовную, интеллектуальную доминанту, которой для него стало Царство Божие, Божия правда. Мы знаем, что произошло с этим язычником-князем, который вел междоусобные войны, стремился опустошить Византию, чинил, как сказали бы сегодня, беспредел, убивая зачастую неповинных людей. . . Князь Владимир преображается, его жизнь меняется: он перестает быть злым язычником, он становится Красным Солнышком, как говорил о нем народ.

Святой равноапостольный князь Владимир воспринял Божию правду как доминанту своей жизни и восхотел, чтобы эта доминанта присутствовала и в жизни народной. Так и стало: Русь проходила через огромные трудности и многого лишалась, как потом многое и обретала, но всегда стремилась реализовать Божественный идеал в жизни. Это было общенациональной ценностной доминантой. Ведь Русь и называли Святой именно потому, что идеалами народной жизни были святость, жизнь с Богом и Божия правда.

В притче, которую мы слышали, есть и другой образ — образ невода: Царство Божие подобно неводу, который вбирает в себя всех рыб в море, попавшихся на его пути. Но когда невод извлекают на берег, то добрую рыбу оставляют, а худую выбрасывают (Мф. 13,47-48). Затем Господь говорит о Своем суде, о конце истории, который связан с этим судом. Мы должны помнить не только первую часть этой замечательной притчи, которая говорит о том, что должно быть ценностной доминантой человека и человеческих сообществ, но и вторую ее часть, где говорится

267

 

 

о суде. А критерием Божественного выбора между теми, кто будет оправдан, и теми, кто будет осужден, как раз и явится степень верности людей Божией правде. Эта правда должна осуществляться не только в личной жизни каждого из нас, но и в жизни обществ и народов.

Этот великий идеал был включен в нашу национальную культуру, он отразился в изобразительном искусстве, в архитектуре, в музыке, в классической литературе и философии. И даже тогда, когда люди сомневались, даже когда многие отрицали само бытие Божие, тема поиска Бога — богоискательства, внутренней интеллектуальной и духовной борьбы — была в центре и философской мысли, и художественной литературы, и народного духовного поиска. Мы знаем, что огромные силы работали на то, чтобы разрушить духовную доминанту наших народов. Но не получилось! И сегодня в каком-то смысле мы не только празднуем 1025-летие нашей истории, восходящей к крещению в Днепре, но особым образом отмечаем и 25 лет, которые прошли со дня празднования 1000-летия Крещения Руси. Это годы второго Крещения Руси, это годы преображения жизни наших народов и нашей Церкви — той самой Русской Православной Церкви, которая как мать оберегала и избранную князем Владимиром духовную ценностную доминанту бытия, и духовное единство всех тех, кто называл и называет себя последователями святого князя Владимира.

Я хотел бы особо приветствовать Глав государств, которые здесь сегодня присутствуют. Мы радуемся тому, что вы стоите вместе. Это означает вашу сопричастность, а вместе с вами — сопричастность народов ваших не только отмечаемому празднику как историческому факту, но и всему тому, что Крещение принесло на нашу землю.

Находясь на Украинской земле, хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Федорович, Президент Украины, за Ваше личное участие в подготовке этого празднования, которое действительно является выдающимся. Мы только что вернулись из Москвы, где также торжественно, всенародно был отмечен этот замечательный праздник.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, Владимир Владимирович, за участие государства Российского в организации и проведении праздника. Он действительно сплачивает наши народы и дает ясно понять, словно высвечивает, путь нашего совместного исторического развития.

268

 

 

Особое слово благодарности хотел бы обратить к Вам, Ваше Блаженство, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, к епископату Украинской Православной Церкви, который не в самых простых условиях участвовал во всенародном возрождении веры на Украинской земле и в хранении единства Русской Православной Церкви.

Я благодарю народ Украины — и тех, кто с нами, и тех, кто по каким-то причинам сегодня не с нами, — за то, что православная вера, христианская вера присутствует в жизни украинского народа. Верю, что каждый, кто отдает свое сердце идеалу, который поработил сердце и сознание князя Владимира, будет стремиться к тому, чтобы все разделения и все преграды были преодолены и чтобы народ Украины вместе с другими народами Святой Руси мог едиными устами и единым сердцем прославлять имя Господа и Спасителя.

Всех вас еще раз сердечно поздравляю с праздником! Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной молитвами святого равноапостольного князя Владимира пребывают со Святой Русью до скончания века (Мф. 28, 20), чтобы сама Святая Русь оставалась непреодолимой и непобедимой, являя духовный стержень для миллионов и миллионов людей, ищущих Бога.

С праздником поздравляю вас!


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.