Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга, 12. 07. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

12. 07. 2015

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С совершенно особым чувством вспоминаешь эти имена здесь, в историческом кафедральном соборе Северной столицы.

Удивительным образом имя апостола Петра было усвоено государю императору Петру I. И город назван в честь Петра, но не императора. Название города — Санкт-Петербург, город святого Петра. И это не случайно, потому что результатом миссии святых первоверховных апостолов Петра и Павла стало изменение жизни всего человеческого рода. Трудно себе представить, чтобы еще кто-то из рожденных на земле мог произвести такое движение умов и сердец, которое перевернуло ход человеческой истории и изменило человеческую цивилизацию.

Мы знаем, что именно апостолы, посланники, несли людям слово Самого Христа Спасителя. То было не человеческое слово. Если бы они просто возвещали очередную человеческую мудрость, некий философский взгляд на жизнь, то их имена остались бы там, в глубокой истории, в лучшем случае — наравне с великими философами древности, а может быть, уже давно и забылись. Но мы не только помним их

1 Митрополиты Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Казанский и Татарстанский (ныне Симбирский и Новоспасский) Анастасий, Рижский и всея Латвии Александр, Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, ХантыМансийский и Сургутский Павел; архиепп. Александровский и Юрьев-Польский Евстафий, Петергофский Амвросий, Южно-Сахалинский и Курильский Тихон; епп. Царскосельский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Кронштадтский Назарий, Благовещенский и Тындинский Лукиан, Касимовский и Сасовский Дионисий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Славгородский и Каменский Всеволод, Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай.

220

 

 

имена сегодня — мы их прославляем. И не только здесь, в этом месте, но по всему лицу земли.

А почему? Потому что Своим ближайшим ученикам, апостолам, Господь сообщил знания, в которых содержится вся полнота, необходимая для человеческого спасения, то есть для такого устройства человеческой жизни, которое здесь, на земле, способно приблизить людей к самому высокому идеалу и одарить их самыми высокими и светлыми чувствами. Но этого мало. Божественные слова, переданные апостолами всему миру, способны открыть перед нами врата блаженной вечности. Что значит «блаженной»? Это значит счастливой вечности. Они способны таким образом сформировать наш ум, наши души и чувства, что и после смерти мы будем иметь возможность обладать полнотой жизни, радостью, любовью и миром.

Апостолы шли до самых пределов земли, насколько хватало их физических и духовных сил, сталкивались с трудностями, гонениями, проповедовали Слово Божие, но, конечно, за свою короткую человеческую жизнь они не могли обратить ко Христу множество народов. И это сделали их преемники — епископы — вместе со всей Церковью, с общиной верующих, которая была собрана в лице апостолов вокруг Христа Спасителя, но которая после Его вознесения на Небо осталась в этом физическом мире и умножалась действительно до края земли (Деян. 1,8).

Удивительным образом именно на апостольских словах, на вере христианской возникла самая мощная за всю человеческую историю культура и цивилизация. Мы ее называем христианской культурой и цивилизацией. Она легла в основу развития науки, искусства, просвещения. Она помогла людям настолько усовершенствовать свои знания, что мир изменился до неузнаваемости.

И насколько же печально, что сегодня в тех странах, на историю которых более всего повлияла апостольская проповедь, которые более других стяжали блага христианской культуры, христианство перестает восприниматься как основополагающая духовная и культурная сила и его упоминают наравне с другими, — но не для того, чтобы подчеркнуть значимость других, а чтобы умалить значение христианства. Мы являемся свидетелями таких действий, такого мышления, которые свидетельствуют о полном разрыве с христианскими истоками европейской жизни. Возникает вопрос: сможет ли эта европейская

221

 

 

дехристианизированная цивилизация продолжить свое историческое развитие? И у многих возникают большие сомнения по этому поводу.

Само название нашего города — Санкт-Петербург — указывает на христианские корни. Столица названа в честь святого Петра. Это свидетельствует о том, что наша культура, наша жизнь были основаны и развивались на краеугольном камне христианства. И мы должны помнить, в том числе и здесь, в Северной столице, что в основе нашей национальной жизни лежит не что иное, а именно христианство, вера православная. Мы — жители города святого Петра. И хотя Петербург по многим причинам был всегда подвержен разным влияниям извне (это город трех революций, город трагического перелома нашей национальной жизни), но, может быть, нынешнее поколение, осознав, что истоком нашего национального бытия является вера христианская, будет крепко держаться этой веры и именно на ней строить свое понимание мира, человека, окружающей среды, строить человеческие межличностные отношения. И дай Бог, чтобы град святого Петра никогда, ни под какими влияниями и ни при каких обстоятельствах не потерял своего духовного потенциала, укорененного в апостольской традиции!

Этого я от всего сердца желаю жителям города Санкт-Петербурга с амвона исторического Петропавловского кафедрального собора. Пусть благословение Божие пребывает над Северной столицей и над всей нашей Родиной! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.