Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга, 12. 07. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

12. 07. 2013

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Глубокоуважаемая Мария Владимировна2, глава Императорского дома! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и поздравить с особым днем — с днем празднования памяти святых первоверховных апостолов

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Патрский Хризостом, Мантинийский и Кинурийский Александр (Элладская Православная Церковь); епп. Петергофский Амвросий (ныне архиеп.), Царскосельский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан.

2 Романова М. В., дочь Владимира Кирилловича Романова (1917-1992), общественно-политический деятель русской эмиграции.

212

 

 

Петра и Павла, в честь которых и был освящен этот исторический кафедральный собор Северной столицы. Сегодня мы совершаем здесь Божественную службу, вспоминая, что 280 лет назад храм этот был освящен. Он стал действительно одним из духовных центров Петербурга, а также усыпальницей для тех представителей династии Романовых, которые правили страной из Северной столицы.

Празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла у нас соединилось с еще одним великим торжеством: митрополитом Патрским Хризостомом, митрополитом Мантинийским и Кинурийским Александром и благочестивыми священнослужителями и мирянами из Греческой Православной Церкви в Северную столицу принесена великая святыня — крест Андрея Первозванного, то древо, на котором мученическую смерть принял первозванный апостол, просветитель земель, на которых позже возникла великая Русь — могучее государство, черпавшее свою духовную и нравственную силу из проповеди Андрея Первозванного, из служения, которое в продолжение этой проповеди совершала Русская Православная Церковь.

Вспоминая апостолов Петра и Павла, мы задумываемся о том, что есть апостольство, каков смысл этого служения. Из истории мы знаем, что апостольство было установлено Господом и Спасителем. Он возжелал иметь ближайший круг учеников, которые слышали бы все, что Он говорил, видели бы все, что Он совершал, были бы живым свидетельством Его миссии. Именно этих учеников Господь соблаговолил послать в мир, а потому и усвоилось им наименование «апостолы» — посланники. Они были свидетелями до края земли (Деян. 1,8) всего, что совершил Господь, включая Его крестную смерть и Воскресение, своим свидетельством приобщая к евангельскому посланию род человеческий.

В центре этого свидетельства — весть о том, что Иисус, родившийся в Вифлееме, Иисус, Которого именовали бывшим из Назарета, не просто великий проповедник и пророк, но Он — Сын Божий, Спаситель мира (Ин. 4,42), Мессия, обетованный Богом еще первым людям, совершившим грех в райской жизни. И это величайшее свидетельство сопровождается многими очень важными духовными и интеллектуальными идеями, проникая в которые людям легче понять, что же на самом деле совершил Господь Иисус Христос. Целый комплекс этих идей, корпус Божественных истин был достаточно кратко и убедительно передан апостолам Самим Господом. На основе этого духовного нравственного

213

 

 

послания стала созидаться новая цивилизация, которой было суждено стать самой мощной за всю человеческую историю, — цивилизация, основанная на христианском нравственном идеале. И мы знаем, что многие поколения людей стремились воплотить этот духовный нравственный идеал в своей личной, семейной, общественной и государственной жизни. Что-то получалось, а что-то нет — такова юдоль человека. Боримый страстями и искушаемый извне, он нередко отказывался — если не умственно, то на практике — от этого идеала, и мы знаем, что в течение двух тысяч лет этот идеал, содержавшийся в апостольской проповеди и усвоенный многими и многими, на практике не всегда приносил добрые плоды. И тем не менее если бы его не было, то мрак язычества, который уже две тысячи лет назад надламывал жизнь людей, подталкивал их к поискам живого и истинного Бога, обрушил бы сегодня духовную жизнь человечества, давно исчерпав свой потенциал. Евангельское же послание, которое жило в истории и которое усваивалось каждым последующим поколением людей, становилось основой культуры. Так и этот дивный собор, столь прекрасно отреставрированный к своей круглой дате, служит примером того, как христианский идеал вдохновлял художников, архитекторов, инженеров — всех, кто создавали этот великолепный архитектурный шедевр. Но не только изобразительное искусство — культура духа, запечатленная на страницах художественной литературы и поэзии, также стала носителем того самого идеала, который содержался в апостольской проповеди и который через тысячелетия донесла Церковь.

В этом году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси, и сегодняшним торжественным богослужением в историческом кафедральном соборе Северной столицы мы открываем общецерковное празднование этой великой юбилейной даты. Русская Церковь была живой носительницей того апостольского предания, которое через святых учеников передал миру Сам Господь и Спаситель. Мы знаем, что на историческом пути Церкви было многое: и радостное и скорбное, и победы и поражения, — но Церковь пронесла через тысячелетия силу своего свидетельства. И мы, люди XXI века, искушенные в науке и технике, знающие столько, сколько никто до нас не знал, имеющие такую материальную силу, какую никто до нас не имел, преклоняем свои главы и открываем свои сердца тому апостольскому посланию, которое донесла до нас Русская Православная Церковь. Мы осознаём, что именно благодаря

214

 

 

этой Божественной истине, преломившейся в жизни нашего народа, мы и существуем, продолжая великие традиции и храня в сердцах Божий закон.

В этом же году мы празднуем 400-летие Дома Романовых. Сегодня мы особенно молились о всей династии, начиная от Святейшего Патриарха Филарета (Романова), который, не будучи царем, совершал царское служение при своем малолетнем сыне Михаиле Федоровиче. Мы просили, чтобы Господь простил членам династии их грехи и принял их души в Небесное Свое Царство, и с благодарностью вспоминали все то, что было сделано выдающимися представителями нашего народа, на плечах которых лежала величайшая ответственность за сохранение Святой Руси. Мы знаем, сколь многое было достигнуто, знаем, как Россия на рубеже XIX и XX веков превращалась в мировую державу, как прирастали промышленность, экономика, культура, искусство, как развивалась духовная жизнь народа. Но одновременно мы не можем не сказать о том, что плевелы сомнений, принятие разного рода искушений, порабощение мысли принесенным извне идеям ослабили внутреннее, духовное единство народа, что привело к мученической кончине последнего императора и к разрушению исторической Руси. Мы знаем, сколь многое пришлось нам испытать после этого события и как на фоне всей нашей национальной драмы выглядит сегодняшнее торжество в этом переполненном соборе — при сонме архиереев, в присутствии возглавительницы императорского рода Романовых великой княгини Марии Владимировны, в присутствии многих, кто хорошо знают историю и отдают себе отчет в духовно-символическом значении сегодняшней Литургии.

Мы молились сегодня о стране нашей, о всей исторической Руси, которая представлена ныне братскими славянскими народами России, Украины, Беларуси. К этой исторической Руси духовно примыкают многие и многие люди, живущие в других странах, но относящие себя к наследникам Киевской купели Крещения. Мы молились о процветании исторической Руси, о процветании братских славянских народов, о том, чтобы рост материального благополучия, который так необходим нашим народам, сегодня сопрягался с ростом духовным, с развитием национального самосознания, с укреплением нравственного начала и веры в жизни людей, ибо только это начало способно обеспечить полную независимость и реальную свободу нашего народа, поступательное

215

 

 

развитие нации без страшных срывов, разломов и катастроф, которые мы претерпели в прошлом. И да благословит Господь молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла землю нашу, народы наши, Церковь нашу и дарует всем нам разум твердый, веру несокрушимую, любовь сердечную, дабы прославлялось в нас и во всем народе нашем имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.