Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю седьмую по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора, в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке в Москве, 27. 05. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА, В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ В МОСКВЕ

27. 05. 2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Николай2!

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; епп. Солнечногорский Сергий, Людиновский (ныне Козельский и Людиновский) Никита.

2 Прот. Николай Балашов, настоятель храма Воскресения словущего на Успенском вражке в Москве.

148

 

 

Во-первых, я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Николай, за Ваши добрые слова и за этот бесценный дар, который Вы мне преподнесли1. Я помещу эту икону в своей келье, буду молиться перед ней и, конечно, вспоминать Вас, сей святой храм и прихожан его.

Замечательно, что эта святыня сохранилась. Действительно, есть материальные знаки невидимого Божественного присутствия в нашей истории, которое соединяет времена, разорванные злой человеческой волей. Эта икона является таким знаком — и духовным, и видимым, материальным. И дай Бог, чтобы через такие святыни в сознании нашего народа воссоздавалась преемственная связь, в первую очередь духовная, а также и культурная, определяющая лицо народа, определяющая духовную, а часто и материальную силу общества и государства.

Сегодня особенный день: мы празднуем память святых отцов I Вселенского Собора, — тех самых отцов, которые противостояли жестокой и страшной ереси арианства. То была попытка лжеименного разума разрушить богооткровенную истину. Арий учил о том, что Господь Иисус Христос не является воплощенным Сыном Божиим, что Он не Бог, что Он не единосущен Отцу. Одно только слово могло изменить весь ход духовной истории человечества. Арий настаивал на том, что Иисус Христос подобен сущности Отца, а отцы Вселенского Собора говорили, что Он — единой сущности с Богом Отцом. Если бы, сохрани Бог, ариево лжеучение восторжествовало, то сегодня не было бы христианской веры, не было бы Церкви, а значит, не было бы и колыбели спасения для рода человеческого.

Не случайно именно сегодня за Литургией читается отрывок из 17-й главы Евангелия от Иоанна. В этом отрывке содержатся слова, имеющие совершенно особый смысл. Однажды кто-то из светских людей, может быть журналист, спросил меня: «А можете ли Вы одной фразой выразить всю сущность христианства?» И я тогда вспомнил 17-ю главу Евангелия от Иоанна и сказал: «Есть такая фраза». Мы слышали ее сегодня: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Здесь всё — альфа и омега, начало и конец (Откр. 1,8). Нет жизни вечной без знания Бога и посланного Им Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

1 В дар Его Святейшеству прот. Николай преподнес икону Божией Матери, принадлежавшую преподобномученику Крониду (Любимову), наместнику Троице-Сергиевой Лавры, расстрелянному в 1937 г.

149

 

 

Знание принадлежит человеческому разуму, а разум, как и человеческая природа, ограничен. Поэтому само по себе познание всегда рискованно: оно очень зависит от личных качеств человека. Познание зависит от нашей культуры, от нашего воспитания, образования, от нашего образа жизни, от того, насколько мы привержены традиции или насколько мы с традицией не связаны. Образование никогда не имеет абсолютного значения, оно всегда относительно. Знание всегда относительно, потому что ограничено в силу ограниченности человеческой природы.

Да знают Тебя, единого истинного Бога. История показывает, что знание Бога нередко очень сильно разделяет людей. С самого начала христианства люди по-разному понимали, что есть Бог и Кто есть Иисус Христос. Арий как бы подвел итог многих споров, пререканий, разделений, он как бы впитал в себя все это инакомыслие и выплеснул его в момент I Вселенского Собора, желая убедить отцов в правоте своего дела, — и потерпел сокрушительное поражение.

Чему учит нас эта история и как же понимать слова да знают Тебя, единого истинного Бога, если знания относительны, если «сколько голов, столько и умов», если ограниченная природа человека сама предопределяет множественность пониманий того, что есть Бог? В той же 17-й главе Евангелия от Иоанна содержится пронзительное, исполненное огромной силы и драматизма обращение Господа к Своему Отцу: «Молю Тебя, Отче! соблюди их воедино, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17,11). Эта фраза из того же отрывка Евангелия от Иоанна, что мы слышали сегодня, помогает понять, в каком смысле знание Бога может не разделять, а объединять людей. «Молю Тебя, Отче. . . » Это означает, что знание Бога может объединять людей только тогда, когда на них изливается ответ на эту Первосвященническую молитву Спасителя, когда они получают особый благодатный дар, когда они верят не только умом, но и всем своим существом, будучи облагодатствованы силой Святого Духа.

Именно поэтому отцы Вселенского Собора и сказали: «Изволися Духу Святому и нам», — не наши человеческие знания, не вариативность нашего восприятия того, что есть Бог и Кем был Иисус Христос, а благодать Божия преодолевает всякие человеческие разномыслия и из многих создает одно — Церковь Господа и Бога, Его Тело, Церковь, которую Он стяжал Кровью Своей. Именно поэтому Церковь существует в течение 2000 лет, несмотря на то, что у каждого человека свой

150

 

 

разум, свой опыт, свой взгляд на жизнь. Несмотря на эту Богом заложенную разность, которая есть не что иное, как результат нашей свободы, мы сохраняем единство в едином Теле Христовом.

Окружающий нас мир не живет этой жизнью. «Молю Тебя о тех, которых Ты Мне дал; не о всем мире молю Тебя, а только об этих, чтобы они были едины, как Мы едины»... А в мире присутствует множественность взглядов, подходов. Она выражается во многом: в бытовых установках — и от этого нередко страдают наши семьи; в мировоззренческих установках; в политических взглядах; в культурном разнообразии. Нередко вся эта множественность приводит не к гармонии, а к борьбе, к противоречиям. Как ярко все это проявляется в предвыборные времена, когда люди, придерживающиеся разных политических взглядов, сталкиваются друг с другом! Дай Бог, чтобы только словесно. Но история знает примеры, когда люди идут друг на друга войной из-за разности убеждений. Это и есть стихия мира. И не случайно людям, отдавшим себя этой стихии, многое в жизни Церкви кажется непонятным, а то и неправильным: «Как же так? Почему Церковь на стороне одних, а не других? Почему она не в наших рядах? Как смеют в Церкви давать целовать крест моим политическим противникам? Как она допускает к Святой Чаше тех, кто мне так ненавистен, кто мой враг, с кем я готов бороться не только словом, но, если нужно, и силой?»

Именно поэтому Церковь — легкая мишень для любых нападок. Люди, оценивающие внутреннюю жизнь Церкви с точки зрения той самой стихии мира, в которой они пребывают, не могут понять главного: наше разномыслие, которое существует за пределами храма, преодолевается силой благодати Божией в ответ на Первосвященническую молитву Господа и Спасителя нашего в канун Его крестных страданий. Это не значит, что внутренняя жизнь Церкви спокойна. По своей греховности и ограниченности мы привносим или пытаемся привнести в нее свои собственные слабости. Так было в истории, так бывает и в нынешние дни. Но сила Божия, дарованная Церкви в ответ на пламенную молитву Сына Его, из многих отделывает одно, как учит нас апостол Павел. И потому, живя этим единством во Святом Духе, только Церковь (и никакая другая общность людей!) способна передать миру свой внутренний опыт единства при наличии человеческого разномыслия. И дай Бог, чтобы никогда стихии мира сего не разрушили нашего внутреннего единства, потому что это стало бы предательством Самого

151

 

 

Спасителя, Который, обливаясь кровавым потом, просил, чтобы мы были едины, как и Он един с Отцом Своим Небесным.

Всему этому учат нас сегодняшний день, когда совершается память святых отцов I Вселенского Собора, и те удивительные тексты Священного Писания, которые мы услышали. А нам остается только хранить все это в своем сознании, в своем сердце, беречь как зеницу ока, — дабы не стать преступниками пред Богом, — то единство, которое Он заповедал нам через Сына Своего в канун Его крестных страданий. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.