Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, 11. 05. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОМ ВАРНИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

11. 05. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Ваше Преподобие, отец Пимен2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня у нас особенный день. Мы совершаем богослужение на месте рождения святого преподобного Сергия Радонежского в юбилейный год — год 700-летия со дня его рождения. Это богослужение входит в программу наших общецерковных торжеств, и замечательно, что к этому дню Свято-Троицкая Варницкая обитель, претерпевшая в XX веке страшные разрушения, не просто полностью возрождена и восстановлена, но в ее стенах появилось много нового — того, что сегодня жизненно необходимо Церкви.

Обитель была создана в самом начале XV века. Как и все, что тогда строилось на Руси, за редчайшим исключением, монастырь был построен в дереве: деревянные храмы, деревянные кельи, деревянная ограда; а дерево — хрупкий материал. Такова уж, видимо, судьба России, где мало сохранилось древних памятников именно потому, что главным строительным материалом было дерево. Но тем не менее обитель расцвела. Она никогда не была богатой, но была очень почитаемой. Сюда стекались на богомолье святые угодники Божии — святитель Иов, первый патриарх Московский; святой Димитрий, святитель Ростовской земли; святитель Филарет, митрополит Московский; святой праведный Иоанн Кронштадтский; святитель Тихон, патриарх Всероссийский и многие другие.

Совершенно не случайно эта скромная обитель так притягивала к себе людей, — потому что она была создана на месте дома, где родился

1 Митр. Ярославский и Ростовский Пантелеймон; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Рыбинский и Угличский (ныне Рыбинский и Даниловский) Вениамин, Воскресенский Савва, Лысковский и Лукояновский Силуан.

2 Иером. Пимен (Артюхов), ныне игумен Троице-Сергиева Варницкого монастыря.

131

 

 

святой преподобный Сергий Радонежский. «Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный» — эти замечательные слова слышим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому. Для кого он был сыном радости? В первую очередь, наверное, для родителей. И сразу приходит на ум такая параллель: а каждый ли из современных родителей может назвать своих детей сынами радости? Как часто приходится слышать из уст отцов и матерей, что дети их — сыны и дочери не радости, а горя, которые приносят горе не только самим себе, но и родителям, и окружающим. Почему же одни становятся сынами и дочерьми радости, а другие — сынами и дочерьми горя человеческого? На этот вопрос можно ответить на примере святого преподобного Сергия Радонежского. Человеческая личность формируется в первые годы жизни, хотя и не во всей своей полноте. Именно тогда закладываются определенные принципы, которые лежат в основе познания окружающего мира. Эти принципы и формируют то, что мы называем мировоззрением, отношением к окружающему миру, к людям, к Богу, к природе, — все это там, в детстве, в самом раннем детстве.

Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Димитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Мамая мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.

Откуда это было в преподобном Сергии? Все истоки — в его детстве. Он был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, которые верой и правдой служили ростовским князьям. Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, — были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения.

Святой Кирилл дважды сопровождал ростовских князей в Золотую Орду. Видимо, он видел все то унижение, страх, неуверенность, которые испытывали и те, кто были призваны руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялись в Орду за получением согласия хана на княжение. И наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, его окружавшего, и о том, как

132

 

 

тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы тех позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель.

И мы знаем, что именно преподобный Сергий призвал к объединению русских земель. Призвал, не исходя из прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, — там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы — духовные, материальные и цивилизационные.

Несомненно, истоки такого восприятия русской действительности — в детстве, в воспитании, от родителей. Но были и другие обстоятельства, которые, несомненно, повлияли на формирование личности преподобного Сергия. Кирилл и Мария были людьми не богатыми, но все же влиятельными и жили в достатке. Однако Богу было угодно провести их через испытание — они разорились, обнищали, и все это произошло на глазах Варфоломея. . .

Что нередко происходит, когда успех, удача отворачиваются от людей? Одни впадают в панику, другие — в уныние, третьи руки на себя накладывают, четвертые теряют всякие жизненные ориентиры, — словом, внешние обстоятельства, неблагополучие, сменив благосостояние, разрушают человеческую личность.

А для Варфоломея пример родителей стал примером труда и созидания. Оказывается, и бояре могли трудиться, в том числе и своими руками, и не впадать в уныние, но благодарить Бога, воспитывать своих детей, духовно возрастать. Наверное, отрок Варфоломей размышлял на темы скоротечности, призрачности человеческой силы, в особенности человеческого богатства и власти. Именно пример родителей помог ему сформировать такое отношение к внешним благам, и потому он, принадлежа к аристократии, еще в юности порывает с внешним миром, с возможностью сделать политическую или военную карьеру, и уходит в пустыню, в монастырь, ставший потом Троице-Сергиевой Лаврой.

133

 

 

И наверное, сегодня на том месте, где родился и вырос отрок Варфоломей, следует сказать еще и о том, что и он сам имел опыт уничижения, — опыт, благодаря которому он стал сильным, внутренне сконцентрированным, сосредоточенным, способным преодолевать трудности. Ведь в детстве Варфоломей был неудачником, ему не давалось учение.

Как дети реагируют, когда не могут успевать в учебе наряду с другими? Кто-то изо всех сил пытается учиться, но, поняв, что не получается, исполняется чувства агрессии, недоброжелательности, — нередко такие люди пополняют ряды преступников. А отрок Варфоломей принимал свою ограниченность со смирением, как некое Божие посещение. Он горячо молился Богу о преодолении этого состояния. И мы знаем, что произошло чудо и отрок Варфоломей обрел удивительные интеллектуальные способности, которые сделали из него не только мудрого наставника, но и подлинного духовного вождя народа.

Говоря о преподобном Сергии, мы говорим и о его родителях — Кирилле и Марии, причисленных к лику святых. Мы вспоминаем сегодня подвиг их жизни. Мы вспоминаем их личный вклад в формирование характера преподобного Сергия и одновременно задумываемся о наших родителях, о современных родителях, о детях. И мы понимаем, что эти удивительные примеры из прошлого могут и сегодня помочь многим понять, что означает подлинное воспитание детей. Это всегда личный пример, — пример трудолюбия, мужества, спокойствия, любви; пример отношения к внешним, материальным обстоятельствам; пример того, как духовная жизнь, являясь доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь.

Пример отрока Варфоломея — это пример и для наших детей, и для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, что и произошло в случае с преподобным Сергием. И поэтому сегодня молитва наша к преподобному Сергию о родителях и детях, о наших семьях, а значит, о будущем нашего Отечества. И да услышит Преподобный наши мольбы, которые с особой силой звучат в год 700-летия со дня его рождения!

134

 

 

Я хотел бы в память о посещении святой Варницкой обители вручить вам Донской образ Божией Матери с памятным знаком о том, что он является даром Патриарха. Прикладываясь к этому образу, молитесь о детях своих, о внуках, об Отечестве нашем. Не забывайте в молитвах и своего Патриарха. И да хранит Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, землю нашу, всю историческую Русь в духовном единстве, в духовной силе и в вере православной! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.