Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в 15-ю годовщинуканонизации блаженной Матроны Московской в храме Воскресения словущего Покровского ставропигиального женского монастыря, 2. 05. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В 15-ю ГОДОВЩИНУ КАНОНИЗАЦИИ БЛАЖЕННОЙ
МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ
СЛОВУЩЕГО ПОКРОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

2. 05. 2014

Ваши Высокопреосвященства1! Всечестная игумения Феофания2, настоятельница сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех сердечно поздравить с днем памяти святой праведной блаженной Матроны Московской. 15 лет назад произошло прославление этой почитаемой старицы в лике святых. Нередко, чтобы совершить акт канонизации, специальные комиссии работают над тем, чтобы выявить наличие реальной помощи, которую люди получают по молитвам к тому или иному святому. Не всегда это просто сделать. Но в случае с Матроной Московской все было очень просто. Не надо было заседать никаким комиссиям, все было ясно, потому что общенародное почитание святой было очень высоко даже в те трудные времена, когда внешнее проявление религиозности было ограничено, а нередко и пресекалось властью. Люди ходили на место ее погребения, брали с собой земличку с ее могилы, горячо ей молились и получали просимое.

1 Митр. Истринский Арсений; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност.

2 Игумения Феофания (Мискина).

119

 

 

Почитание блаженной Матроны началось уже при ее жизни. К ней стекались люди из многих уголков нашей страны (да и не только из России), чтобы встретиться с ней, передать ей свою скорбь, попросить ее молитв, — и получали просимое. Поэтому, когда возник вопрос о канонизации святой праведной Матроны Московской, не потребовалось никаких особых процедур, потому что общенародное почитание было налицо. И в основе этого почитания не какие-то личные способности Матроны, не какие-то ее особые таланты, а ее жизнь, преданная Господу, страстотерпческая жизнь, в которой не было ничего личного, ничего радостного с точки зрения обычной человеческой жизни и обычных оценок этой жизни, — была одна только скорбь.

Она родилась слепой, она почти не могла передвигаться, она была лишена всего, что так вожделенно для человека. И, находясь в таком тяжелейшем на сторонний взгляд положении, она жила полной и радостной жизнью во Христе, потому что радость происходит от Бога, счастье проистекает от Бога, и даже человек, который не может видеть и передвигаться, живя вместе с Богом, обретает ту радость и ту внутреннюю силу, которые дает благодать. И нередко такие люди способны делиться этой радостью, этой силой с окружающими их людьми.

К Матроне приходили совсем разные люди. Существуют и какието не совсем правдоподобные и очень даже реалистические истории, о которых мы имеем множество свидетельств. К ней приходили и знатные люди, и совершенно простые, и люди духовные, и падшие грешники. И она принимала всех: и славных, и бесславных, и благочестивых, и грешных. Она молилась о всех, кто к ней приходил и кто просил ее помощи, — и ведь помощь получали почти все.

Может быть задан такой сложный вопрос: а как же с грешниками? Приходили к ней грешные люди, которые жили беспутной жизнью, у которых с точки зрения порядка, закона — и гражданского, и церковного — все было неправильно. Приходили, просили — и Матрона помогала. . . Для того чтобы понять, почему это происходило, нужно обратить внимание на евангельское чтение, которое полагается на сегодняшний день (Лк. 7, 36-50). Чтение удивительное. Там есть повествование о том, как в доме фарисея Симона женщина блудной жизни, грешница, подошла и стала плакать и целовать ноги Спасителя. И поскольку слезы ее текли обильно, она вытирала своими волосами Его ноги, а потом возлила на Его главу драгоценное миро. И тогда Симон подумал: «Если бы

120

 

 

Он был пророком, то Он точно знал бы, что эта женщина блудница, грешница. Разве Он допустил бы ее к Себе? Разве Он допустил бы, чтобы она Его ноги прилюдно целовала да еще волосами отирала их? Никакой Он не пророк». И тогда в ответ на его мысли Спаситель рассказывает притчу о том, что было два должника, один имел 500 денежных единиц долга, а второй — 50. Господин простил и одному, и другому. И спрашивает Господь Симона: «Как ты думаешь, кто будет более благодарен тому, кто простил долг?» И Симон отвечает: «Думаю, тот, которому простил больше». Это и было ответом на недоумение, почему Господь допустил к Себе грешную женщину.

А разве не то же самое происходило в маленькой каморке Матроны Московской, когда к ней приходили в большинстве случаев грешники и грешницы и просили ее? И она помогала. Она обращалась к Господу, к Тому Самому, Который простил блудную женщину, Который допустил до Себя ту, которой брезговали и которую сторонились люди. Матрона помогала, потому что совершала то, что совершил Господь. И это есть великий пример спасающей Божественной силы.

Господь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. И мы знаем случаи, когда, освободившись из заключения, люди меняют свою жизнь настолько, что становятся примером для других. Сила Божия простирается на всех, ибо, по Его слову, дождь проливается и на праведных, и на грешных, и солнце сияет и над праведными, и над грешными (Мф. 5, 45). Сила угодников Божиих в том, что они помогают грешным людям увидеть милость и любовь Божию, которую часто мы с вами не способны дать другим людям. Мы можем говорить о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе и таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним его скорбь?

Потому и был так востребован людьми подвиг святой праведной Матроны Московской, что он отображал в себе служение Спасителя. Потому и сегодня так востребована людьми святая праведная блаженная Матрона Московская, что не так много праведников, но много грешников, которые и сегодня приходят к ней, просят ее молитвы и получают просимое, потому что великая угодница Божия передает молитвы Тому, Кто Сам прощал грешников и исцелял их недуги. В этом и причина

121

 

 

святости праведной Матроны, в этом и источник ее чудодейственной силы, — что она жила по заповедям Христовым, а проще сказать, делала то, что делал Христос Спаситель, обращаясь и к тем, кто праведен, и к тем, кто грешен, принося дары исцеления и одним, и другим.

И наверное, самый главный урок, который каждый из нас должен вынести из жития праведной Матроны, состоит в следующем: и мы должны быть способными прощать грешников и не осуждать людей, и мы должны быть способными, невзирая на лица, делать добро не только тем, кто нам тоже его делают, не только тем, которые выглядят праведниками, но и тем, которые таковыми не выглядят. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит нас Господь от всякого зла!

В память о пребывании в Покровской обители сегодня, в день празднования 15-летия канонизации святой праведной Матроны Московской, хотел бы преподнести художественное пасхальное яйцо. Господь да пребывает с Вами, матушка Феофания, и со всем сестричеством!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.