Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти благоверного князя Даниила Московского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря, 17. 03. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ДЕНЬ ПАМЯТИ
БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
17. 03. 2015

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Досточтимый отец наместник архимандрит Алексий2! Братия монастыря, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с большим праздником для города Москвы и для всей нашей Церкви — с памятью святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, основателя первого в Москве — Даниловского — монастыря.

Святой благоверный князь не относился к числу выдающихся государственных деятелей. Он не стоит в одном ряду с Александром Невским или Димитрием Донским, с прочими выдающимися государственными деятелями, в том числе и прославленными в лике святых. Но память о преподобном и благоверном князе Данииле бережно сохраняется в Церкви и особенно здесь, в этой святой обители.

Когда мы задумываемся о том, почему князь Даниил был причислен к лику святых, почему он, один из многих удельных князей Руси XIII-XIV веков, был прославлен, то ответ мы находим в его житии. Он не был великим полководцем, не был могучим правителем, покорявшим окружавшие его княжества, — он был князем, который только в крайних случаях прибегал к силе. А XIII век и начало века XIV — это, наверное, самое страшное время в истории Руси, время междоусобных браней, когда брат восставал на брата, когда стало нормой убивать своего родственника и притеснять вверенный ему народ только для того, чтобы расширить свое могущество еще на одно удельное княжество. И конечно, всем этим пользовались те, кто были в то время реальными

1 Митрополиты Волоколамский Иларион, Истринский Арсений; архиеп. Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; еп. Солнечногорский Сергий.

2 Архим. Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря.

101

 

 

правителями Руси, — ордынские ханы, которые через эту междоусобицу умно и хитро управляя Русью, удерживали ее в подчинении.

Наверное, не столько мудростью и силой разума, сколько силой своего благочестивого сердца, своей верностью Христу и Его Евангелию воспринял святой благоверный князь Даниил ту простую истину, что когда один убивает другого, будь то князь или обычный человек, когда один наносит ущерб другому, руководствуясь исключительно своими личными целями, своим личным пониманием блага, то это все становится страшным грехом. И еще раз скажу: может быть, не столько даже своим опытом и знаниями, сколько благочестивым сердцем уразумел князь Даниил, что нельзя обижать других.

Его правление было удивительно мирным. Конечно, и при его правлении всякое случалось. Эпоха была такая: если совсем вложили бы меч в ножны, то и Московского княжества могло бы не быть. Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московского княжества.

Это означает, что достигать целей возможно не только силой оружия, но и той силой, которая у большинства людей и силой-то не считается: кротостью, смирением, спокойствием, верой. Следуя заповедям Божиим, мы не только способны решать свои внутренние, семейные, личные проблемы, но мы можем решать и проблемы государственные, общечеловеческие, потому что у Божественных заповедей нет пространственных ограничений — они вселенские, они универсальные. И если бы весь мир жил по этим заповедям, то не было бы войн, междоусобиц, борьбы за сиюминутные интересы, не было бы стремления, нанося ущерб другому человеку, созидать свое собственное благополучие.

Святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский является примером для правителей, для тех, кто во власти. Но поскольку власть присутствует во всей вертикали человеческой жизни и практически у каждого человека есть над кем-то хоть небольшая власть, то если те принципы, которые исповедовал святой благоверный князь Даниил, будем и мы исповедовать и осуществлять в своей жизни, то она будет становиться светлее и чище. И — что самое главное — из этой жизни будет вытесняться грех.

102

 

 

Поэтому житие святого Даниила Московского является великим примером. И как замечательно, что в этом первом по времени, построенном его заботами московском монастыре хранятся не только многоцелебные мощи святого, но и хранится память о великом правителе Москвы — благоверном князе Данииле, который в жизни своей и в служении своем соединил власть и кротость, силу и смирение, достигая таким образом самого прекрасного и самого замечательного результата, устрояя мир вокруг себя.

Его молитвами да хранит Господь всю историческую Русь, сегодня снова проходящую через тяжкое испытание междоусобной бранью! Да вразумит Господь правителей, осуществляющих свою власть как на земле Русской, так и во всем мире! Пусть великий пример и жизненные заветы преподобного и благоверного князя Даниила помогают всем нам в нашей жизни. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.