Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Николая Чудотворца в новоосвященном Вознесенском соборе Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря, 19. 12. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В НОВООСВЯЩЕННОМ ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО ИЕРУСАЛИМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

19. 12. 2015

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Андрей Юрьевич Воробьев, губернатор Московской области! Дорогие отцы! Матушка Екатерина2! Матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником святителя и чудотворца Николая!

Этот праздник в нашем народе празднуется так, как двунадесятые праздники. И это совершенно не случайно, потому что святитель Николай — особо почитаемый в нашем народе святой. Если прочитать его житие, то можно увидеть, что оно мало чем отличается от житий

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Воронежский и Лискинский Сергий; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Солнечногорский Сергий, Россошанский и Острогожский Андрей, Валуйский и Алексеевский Савва, Семилукский (ныне Борисоглебский и Бутурлиновский) Сергий.

2 Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря.

511

 

 

других угодников. Конечно, речь идет о замечательных и великих деяниях. Но если спросить обычного человека, даже из тех, кто стоят сегодня здесь, в храме, что он знает о жизни святителя Николая, то в лучшем случае он расскажет о трех чудесах, которые совершил святой.

Он спас трех девиц от поношения, потому что их отец по бедности и по неразумию был готов продать их для всякого непотребства. Святитель дал отцу деньги и тем самым спас трех благочестивых, красивых и юных девушек. Известно и другое событие. Когда святой направился в паломничество в Палестину, то на Средиземном море разыгралась ужасная буря, не было никакой надежды на спасение, и по молитвам святителя Николая буря утихла. Но один из матросов сорвался с мачты и упал. И всем казалось, что он умер. Бог знает, что с ним реально произошло, — он лежал на палубе как мертвый, как покойник, — и святитель Николай простерся над ним, и по молитвам его этот несчастный встал и был совершенно здоров. И третье событие известно из его жизни — когда мэр города Миры, где святитель Николай был архиепископом, принял неправильное решение о том, чтобы казнить троих людей. Мэру казалось, что они виновны. На самом же деле они были невиновны, и святитель Николай в последний момент останавливает руку палача, который поднял меч, чтобы усечь главы тех несчастных.

Вот об этих трех событиях знают большинство верующих людей. Знают также о том, что святитель Николай был членом Первого Вселенского Собора, на котором он резко выступил против Ария. И в великом гневе на то кощунство, которое произнес Арий, приравнивая Сына Божия к твари, он нанес ему удар, физический удар, и был порицаем со стороны братьев архиереев. Но, как известно, Арий был осужден Собором, а Церковь была спасена от той ереси, которая, будучи включена в церковную жизнь, разрушила бы всякое христианство, и Церковь до нашего времени не дожила бы.

Эти события, конечно, глубоко запечатлелись в сознании нашего верующего народа. Но ведь и другие святые угодники тоже творили великие чудеса. Почему именно святителя Николая мы так почитаем? Почему мы помним об этом человеке, который жил не в России, а в Византии в IV веке? Почему мы считаем его своим, русским святым, — ведь почти в каждом доме рядом с изображениями Спасителя и Богоматери стоит икона святителя Николая? Да потому что

512

 

 

(и это самое главное) у нас есть реальная живая связь со святителем Николаем. Как много героев, выдающихся философов, мыслителей запечатлены на страницах истории. Мы о них знаем из учебников истории. Но разве хоть с кем-то из них сохраняется живая связь людей XXI века? — Ни с кем и никогда. Ни с императорами, ни с полководцами, ни с завоевателями, ни с философами, ни с великими строителями — ни с кем! Помним — а связи никакой нет. Это как будто другой мир, другой исторический пласт, отделенный от нас бездной веков.

В Церкви история не умирает. В Церкви герои, которых мы называем святыми, актуализируются, мы чувствуем их силу, их присутствие. Поэтому-то мы и молимся, обращаемся к ним, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, мы строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Мы делаем это не потому, что он великий, и даже не потому, что он чудеса когда-то совершил, но мы обращаемся к нему в молитвах и слышим его ответ, потому что он и сегодня совершает чудеса в нашей жизни.

Вот таким образом в Церкви соединяются времена. А почему? Потому что сама Церковь соединена с вечностью. И святитель Николай, и другие угодники, которым мы молимся, сегодня предстоят Богу. Но они же — члены нашей Церкви — той, невидимой, на Небесах торжествующей, и они вместе с нами, в одной с нами общине. И когда мы молимся в храме, мы должны понимать, что вместе с нами молится бесконечное число святых подвижников, угодников Божиих и просто верующих, оправданных Богом людей, которые там, на Небе, но которые вместе с нами. У нас нет разделения на Церковь земную и Церковь Небесную. Есть только одна Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Наверное, в этом великая сила Церкви. Именно поэтому ничто и никогда не может ее разрушить — ни гонения римских императоров, ни нашествия иноверцев, ни попытки спровоцировать ересь и расколы внутри Церкви, ни какие-то притеснения, гонения, вплоть до кровавых и самых страшных, через которые народ наш прошел в веке XX, — ничто Церковь не может уничтожить. Потому что Сам Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18). А как же они могут одолеть, когда вместе с нами святитель Николай, святые угодники Божии, Пречистая Матерь и Сам Господь? Что это означает для нас?

513

 

 

Это означает то, что пребывать в Церкви, молиться, принимать Святые Христовы Таины — значит прикасаться к вечности, к тому миру, в который мы когда-то войдем, которого мы пока не видим, но который так же реален и, может быть, даже более реален, чем этот наш физический мир. Мы в Церкви прикасаемся к Самому Богу, входим в реальное соприкосновение с Ним своими молитвами и в ответ на них получаем Его Божественный дар — благодать.

Всех хотел бы сердечно поздравить с этим замечательным праздником, с днем памяти святителя и чудотворца Николая. Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всех тех, кто с верой, любовью и надеждой прибегает к его молитвенному заступлению!


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.