Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в новоосвященном соборе в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре, 14. 12. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 27-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В НОВООСВЯЩЕННОМ СОБОРЕ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ
ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ИОАННО-
ПРЕДТЕЧЕНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ
МОНАСТЫРЕ

14. 12. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимая матушка игумения2! Высокие представители государственной власти3! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!

Радуюсь, что Господь сподобил меня освятить этот благолепный храм после очень продолжительного периода восстановительных работ,

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Вятский и Слободской Марк; архиепп. Филарет (Карагодин), Сергиево-Посадский Феогност; епп. Воскресенский Савва, Яранский и Лузский Паисий, Уржумский и Омутнинский Леонид.

Также Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиереи Сербской Православной Церкви: епп. Бачский Ириней, Моравичский Антоний (представитель Патриарха Сербского при Московском патриаршем престоле), Крушевацкий Давид и Егарский Иероним.

2 Игумения Афанасия (Грошева), настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря.

3 Беглов А. Д„ полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО, Белых И. Ю., в то время губернатор Кировской обл., Руденский И. И., в то время председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству РФ, Слуцкий Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Яровая И. А., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции, Силин В. В., глава Уржумского р-на Кировской обл., Друженьков В. Л., глава Омутнинского р-на Кировской обл.

496

 

 

в результате которых он воссиял не просто первозданной красотой, а, думаю, такой красотой, которой у него не было даже и после его строительства. Моя большая благодарность Вам, матушка Афанасия, и всем тем, кто потрудились, включая благодетелей, внесших свои материальные средства в восстановление этого храма.

Сегодня торжество освящения нового храма соединилось с торжеством рукоположения нового архиерея1. Все это переполняет сердце особым чувством Божественного присутствия, которое, впрочем, не очень зримо для нас: ведь если бы было не так, то где тогда была бы наша свобода? Мы все делали бы то, что Бог нам велит. Но Он нам оставляет очень большое пространство для принятия собственных решений: верить или не верить, поступать или не поступать по Его словам. Поэтому, когда Господь силой Своей благодати касается наших сердец, мы должны воспринимать это как особый дар свыше. Если этот дар и не приводит к немедленным действиям, то, накапливаясь в нашем сердце, в нашем сознании, он способен преобразить жизнь человека, а самое главное — дать ему силы сопротивляться злу, дать силу разумения, понимания, способности различать духов (1 Ин. 4,1), способности отличать добро от зла.

В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 6,10-17), в Послании к Ефесянам, мы слышали дивные слова апостола, который призывает нас облечься во всеоружие Божие. Для чего нам нужно облечься во всеоружие? Для чего нам нужна Божественная сила? Для того чтобы мы могли противостоять козням диавольским. И дальше, объясняя свою мысль, апостол говорит: наша брань, то есть наша борьба, не против крови и плоти, то есть не против людей, а против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,11-12).

Церковь и христианин не должны бороться с людьми. Христианин и Церковь должны бороться с грехом. Но ведь грех входит в личную жизнь людей, и не только. Грех может поражать общественные связи и отношения, может проникать, и проникает, и в политику, и в экономику, и в социальную жизнь. Почему? Потому что и в одно, и в другое,

1 За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архим. Леонида (Толмачева) во еп. Уржумского и Омутнинского (Вятская митрополия).

497

 

 

и в третье вовлечены люди. И когда порой наши современники, недостаточно понимающие Евангелие, связывают религиозность только со своей личной или, самое большее, с семейной жизнью, они совершают величайшую ошибку, — потому что козни диавола творятся не только на уровне нашего сознания и сердца, но и на уровне наших отношений с другими. А эти отношения осуществляются не только в семье или в дружеском кругу, но и там, где мы трудимся, в общественной сфере, включая экономику, политику и многое другое.

Что же делать, чтобы противостоять этим диавольским козням? — Облечься во всеоружие Божие. И далее апостол говорит о том, что это за оружие: нам нужно препоясаться истиной. Какой потрясающий образ! Для чего человек препоясывается? Для того чтобы одежда не спала и не мешала быть работоспособным, мобилизованным, сосредоточенным, целеустремленным. Это образ пояса, который сдерживает нашу плоть, который поддерживает нашу одежду. И этим поясом должна быть истина.

Следует препоясаться истиной, а далее — облечься в броню праведности. В то время, когда апостол писал, не было бронежилетов, а были латы, сделанные из металла. И он говорит о броне, используя образ воина, закованного в латы. Праведность ограждает человека так, как латы, как доспехи ограждают от удара меча.

А что же дальше? Нужно взять в руки щит. Во времена апостола стреляли из луков и люди защищались щитом. И апостол говорит: нужно взять щит веры, чтобы угасить горящие диавольские стрелы. И нужно возложить шлем на главу, потому что самый страшный удар — по голове, он смертельный; ранения в руку, в ногу можно пережить, а в голову — нет. Что же это за шлем? Это шлем спасения (Еф. 6,14-17). Вот так нужно вооружиться, чтобы быть способными противостоять козням диавольским.

Истиной следует препоясаться, ибо без истины вообще ничего не поймешь, запутаешься. Тебя начинают путать и средства массовой информации, а иногда (особенно в наше время) и система образования, когда человек приходит в учебное заведение с одними мыслями, а уходит с путаницей в голове, не понимая, где правда, а где правды нет. И нередко все это поддерживается СМИ, обрушивающими огромный поток информации, в котором люди просто теряются.

498

 

 

Многие еще и соблазняют, говоря: так и должно быть, потому что каждый человек свободен, он сам — начало и конец, над ним нет никакого высшего авторитета и он сам должен определять, что есть истина, а что истиной не является. Но если будет так, то исчезнет человеческое общество. Люди обычно объединяются вокруг идеалов, то есть вокруг некой истины. Если из нашего мира уйдет понятие истины и справедливости, то общество не сможет существовать.

Сегодня нам говорят: нет, совсем не так, людям хочется есть, пить, развлекаться — хлеба и зрелищ, как говорили римляне; мол, вокруг этого надо объединяться, а для этого нужно стимулировать экономику, чтобы безгранично повышался уровень потребления, чтобы люди все больше брали и наслаждались. Мол, это-то и сплотит людей, ради этого и нужно работать, это и есть высший идеал. Но ведь каждый даже на своем небольшом опыте знает, что иногда даже надоедает ходить по магазинам, — то, что купил вчера и что было так вожделенно, сегодня уже вроде и не так необходимо. И у этого процесса нет ни начала, ни конца. Это некая страшная круговерть, подобие колеса, в котором бежит белка, думая, что бежит по прямой, но на самом деле остается на том же месте.

Препоясаться истиной — значит обрести очень твердые жизненные принципы. Но это на уровне мысли, сознания. А как же в жизни? Для этого нужна практика. Практика Божественной истины именуется праведностью.

Почему апостол говорит броня праведности? Потому что если человек жизнью своей проверил, что такое истина, Божественная истина, то его никакими клещами не оторвешь от этой истины, потому что он в броне. Его нельзя соблазнить пустяками, цветными фантиками — он проникает в суть вещей.

А шлем спасения? Спасение — это высшая ценность, соприкасаясь с которой человек защищает себя от смертельного удара. Мы соприкасаемся со спасением, когда получаем дар Божественной благодати, когда приобщаемся Святых Христовых Таин, когда входим через молитву в живое соприкосновение с Богом. Спасение покрывает нас, защищая от самого страшного и смертоносного удара.

Но все равно диавол стреляет по каждому человеку своими, как апостол Павел говорит, раскаленными стрелами, и, чтобы их угасить, нужен щит. И этим щитом является наша вера. Она действительно как

499

 

 

щит. Почему удары наносились прежде всего по вере? Все мы знаем, что революция в России произошла потому, что нужно было свергнуть класс эксплуататоров и даровать всем социальную справедливость. Вот удивительно: в 1917 году свергли эксплуататоров, а после 1920 года, в период новой экономической политики, эксплуататоров вернули. Значит, не эксплуататоры были главной целью удара. А вот Церковь как гнали в 1917 и 1918 годах, так гнали и в 1920,1930 и в 1940-х годах, — потому что вера ограждает человека от огненных диавольских стрел. Почему всякая революция, всякое сотрясение и низвержение любого общественного порядка всегда связаны с ударами по вере? Потому что вера ограждает людей от легкомысленного и некритического отношения к тому, что им предлагается якобы для обретения ими счастья. Поэтому и в нашей стране удар был нанесен по самому главному — по вере людей.

Все то, о чем мы сейчас говорим, связано с обороной. Но разве мы призваны только обороняться? Совсем нет. Но как же мы должны наступать, какое оружие предлагает нам апостол Павел? Мы должны обуть ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 16,15). Наверное, перед взором апостола Павла представали римские легионеры, обутые в кожаную обувь, твердую, прочную. Взирая на этот облик воина, он говорил, что надо хорошо обуться, для того чтобы нести мир людям. Одно из самых сильных оружий Церкви — это мир, потому что самое страшное, когда мир нарушается, когда злоба человеческая переходит все границы и люди уничтожают друг друга.

Но апостол Павел предлагает нам еще нечто, — он предлагает нам взять в руки меч! А для чего и что это за меч? Наш меч — это Слово Божие, то самое Слово, которое разделяет, как острый меч, человеческое сознание (Евр. 4,12). Это меч, который отделяет добро от зла. Слово Божие несет такой колоссальный потенциал духовной силы и мудрости, который способен испепелить всякое диавольское действие и искушение.

Может быть, кто-то спросит: почему апостол избрал такие военные образы? Потому что воин, вне зависимости от того, совершает он добрые дела или плохие, рискует самым главным — он рискует жизнью. В воинском подвиге максимально обнажается человеческая природа: если трус, то трус, если честный, то честный, если подлец, то подлец — все видно, все моментально обнаруживается. Поэтому апостол

500

 

 

и избирает образ воина и, проводя сравнение с воинской амуницией, учит нас тому, что и мы в своей духовной брани со злом должны победить, а победим мы только в том случае, если будем способны на такую победу, потому что в этой брани, как и в любой войне, максимально проявляются все качества человеческой души.

Да поможет нам Господь, вразумившись великими словами апостола, быть способными отражать козни лукавого и нести миру свидетельство о том, что Господь во Христе Иисусе открыл всему миру для нашего спасения! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.