Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти апостола Андрея Первозванного в новоосвященном храме в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке г. Москвы

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ
МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА НА ДУБРОВКЕ г. МОСКВЫ

13. 12. 2015

 

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства1! Досточтимый отец настоятель2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного и с освящением первого из храмов, строящихся по «Программе-200» в городе Москве.

Сегодня действительно знаменательное событие. Оно наполнено многими смыслами, но любая попытка выразить их вне связи с Евангелием будет поверхностной. Поэтому мы будем говорить об этих смыслах после того, как скажем о сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 13,10-17).

А чтение удивительное. Господь присутствует в синагоге на молитве, а среди молящихся там была одна согбенная, скорченная женщина. Трудно понять, что за болезнь так страшно поразила ту несчастную, но долгие годы она не могла выпрямиться. Господь исцеляет ее, а начальник синагоги с раздражением говорит: Есть шесть дней недели, когда можно исцелять, но в субботу исцелять нельзя. По видимости он защищал некий религиозный порядок, но ведь не мог человек с добрым сердцем такое сказать. И Господь говорит ему: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола и осла. . . в субботу и не ведет ли его поить? Разве эту несчастную, связанную диаволом на 18 лет, нельзя исцелить в субботу?

То были резкие, гневные слова. Наверное, они не могли бы быть обращены к человеку, который говорил бы просто по недомыслию, из желания сохранить некий порядок в том месте, куда собирались на молитву. Но начальник синагоги был жестоким. А иначе как можно было не порадоваться тому, что получила исцеление женщина,

1 Митр. Рязанский и Михайловский Марк; епп. Дмитровский Феофилакт, Подольский Тихон, Воскресенский Савва.

2 Прот. Владимир Макеев.

493

 

 

18 лет пребывавшая в страшном болезненном состоянии и с верою приходившая на молитву в дом Божий? Как можно было не возблагодарить Господа, а осудить Того, через Кого Божественная сила исцелила немощную?

Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные: и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека. Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственного мировоззрения, его собственного отношения к жизни, — и нет ничего более страшного и более разрушительного для человеческих отношений. Все можно простить, но простить жестокость чрезвычайно тяжело, потому что в жестокости зло проявляется в максимальной степени. Вот почему Господь и отреагировал столь гневно на то, что сказал начальник синагоги.

Спаситель принес в мир слова, которые никак не соответствуют злому и жестокому образу жизни: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12). Замечательно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: ты не можешь просить Господа о милости к себе даже в трудных обстоятельствах жизни, если ты жесток по отношению к ближнему. Действительно, жестокость парализует всякую возможность человека обращаться к Богу, потому что никакая просьба жестокого человека не может быть Богом удовлетворена. Такой человек никому никогда и ни в чем не помогает, а стало быть, нет пределов его недоброжелательного отношения к ближним.

Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, спокойно входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Нас убеждают, что только жестокостью можно разрешить все конфликты. Выигрывает тот, кто бьет так, что другой встать не может, кто метко стреляет, кто уничтожает. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего всех врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо

494

 

 

положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, нам будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество. Когда я говорю «мы», я имею в виду не только Россию, не только Русь, — я имею в виду весь род человеческий, потому что образ жестокого героя не соответствует нравственной природе людей.

Господь принес Слово Свое, Благую весть, чтобы мир не был жестоким. Чтобы человек был всегда способен на милосердие. Чтобы доброта, а если возможно, и любовь присутствовали в сердцах людей. Господь начертал нам контуры совсем иной цивилизации, совсем иного человеческого общежития, и как замечательно, что евангельское слово было подхвачено и вошло в культуру многих стран мира. А началось все с проповеди, и если говорить о России, — с проповеди первозванного апостола Андрея, который благовествовал на землях Святой Руси. Есть предание о том, что он достиг Киева и даже Новгорода, а затем земли россов достигло великое слово равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. И сегодня, в день памяти святого Андрея Первозванного, мы освящаем храм в честь равноапостольных братьев — первый из тех, что были заложены в городе Москве1. Это совпадение не случайно, потому что со строительством храмов мы связываем не только увеличение количества людей, которые посещали бы богослужения, но также изменение к лучшему духовного, нравственного климата в нашей столице.

Страшные образы преуспевающих жестоких людей не должны стать притягательными для нашей молодежи, для нашего народа. Иначе мы погубим самих себя, разорвем связь с Богом и Господь от нас отступится. Он не будет слышать наши молитвы, как предупреждает нас святой Иоанн Златоуст. И для того чтобы Москва стала духовно другой, чтобы мир стал духовно иным, чтобы величайшие идеалы Евангелия проникли в сознание современного человека и в современную культуру, мы и строим сегодня Божии храмы в первопрестольном граде и, по милости Божией, по всему лицу Святой Руси.

Верю, что молитвами и святого первозванного апостола Андрея, и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и святого князя

1 В рамках программы строительства новых храмов в столице, инициированной в 2010 г.

495

 

 

Владимира, в честь которого освящен один из приделов этого храма, Господь приклонит милость к Церкви Русской, к народу нашему и поможет нам, несмотря на многие трудности, идти навстречу тому свету, который излучает в мир Его Божественное Слово.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.