Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 2. 12. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

2. 12. 2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы — клир города Москвы, матушки игумении, отцы, братья и сестры!

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Волгоградский и Камышинский Герман, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепп. Истринский Арсений (ныне митр.), Луганский и Алчевский Митрофан (ныне митр.), Сурожский Елисей; епп. Аркадий (Афонин), Друцкий (ныне Дятловский) Петр, Читинский и Краснокаменский (ныне архиеп. Александровский и Юрьев-Польский) Евстафий, Дмитровский Феофилакт, Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Канашский и Янтиковский Стефан, Алатырский и Порецкий Феодор.

460

 

 

В эту 26-ю Неделю по Пятидесятнице мы празднуем память святителя Филарета, митрополита Московского. Сегодня вы уже слышали о его замечательном жизненном пути, о его дарованиях, талантах и о тех многоразличных трудах, которые нес он во главе Церкви первенствующего града Москвы и как святитель земли Русской. Многие его современники, преклоняя главу свою пред великими талантами и способностями святителя Филарета, называли его просветителем. Он действительно был просветителем, потому что как вдохновенный проповедник и церковный писатель, как мудрый святитель, как талантливый ученый, как замечательный поэт и литератор оказывал огромное просветительское воздействие на общество и на весь народ.

Но мы знаем, что и других людей называли в истории просветителями. Однако если оценивать их деятельность, то возникает больше вопросов, чем ответов, по поводу того, к каким последствиям привели плоды их просвещения.

Очевидно, слово «просветитель» употребляется по отношению к тем, кто дает некие новые знания, кто открывает перед людьми неведомое для них, приобщает к неким сокровищам — интеллектуальным и духовным. Как же разобраться, в чем состоит различие между святителем Филаретом — дивным богомудрым просветителем — и, не называя имен, теми «просветителями», которые создали больше проблем, чем решили вопросов?

Сегодняшнее чтение из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 8-19) помогает нам ответить на вопрос о том, что является подлинным просвещением. Обращаясь к Ефесянам, он говорит: Братья, будьте сынами света... испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... но исполняйтесь Духом. В этих словах — ответ на вопрос, который я сейчас поставил.

Свет и тьма, сыны света и бесплодные дела тьмы... Что такое свет и тьма в библейском смысле? Это некие видимые, понятные для человека образы, которыми обозначаются добро и зло. Свет — это добро, а тьма — это зло. Но это не только метафоры. Мы знаем, что в начале творения вселенной создал Бог свет (Быт. 1, 3). Ничего не было — не было жизни, не существовало космоса, не существовало ничего — была тьма. И Бог создал свет. Ученые называют это мгновение Большим взрывом, появлением энергии. Мы в Церкви такими научными категориями не оперируем, хотя и знаем о них. Но свет — это

461

 

 

действительно энергия, без которой не может существовать вселенная. А что же тогда тьма? Если свет — это жизнь, то тьма — это небытие, тьма там, где нет света. И если под образом света Слово Божие говорит нам о добре, то под образом тьмы — о зле.

Казалось бы, совершенно очевидные вещи: добро и зло. До недавнего времени ни у кого не возникало вопросов, что есть добро, а что — зло, потому что на протяжении тысячелетий люди хранили в своих сердцах то, что вложил им Бог: способность отличать добро от зла. Губительность, соблазнительность, опасность века сего заключается в том, что люди перестают различать добро и зло. Теперь появилось новое представление о том, что свободный человек сам определяет, что есть добро, а что — зло. Нет никакого объективного критерия, никакого объективного мерила добра и зла — мол, основой, началом всему является человек.

И мы видим, что происходит. То, что еще вчера почиталось святым, непорочным, что защищалось всей мощью культуры, литературой, изобразительным искусством, сегодня растаптывается, уничтожается, подвергается осмеянию, и грех выставляется как некая добродетель или, по крайней мере, как равная добродетели модель поведения. И этот разрушительный поток, сметающий границы между добром и злом, проникает в каждый дом через средства массовой информации, и мы знаем, сколь опасно это течение для сердец и разума людей.

Как же нам различать в наше смутное время, где добро, а где зло? Может быть, во времена апостола Павла различать было легче? Если бы было легче, то, наверное, не сказал бы он Ефесянам: Испытывайте, что благоугодно Богу. Это ключевые слова. Добро есть то, что благоугодно Богу. Бог и есть абсолютный, вечный и неизменный критерий истины, правды и различения добра и зла; и для того чтобы зло победило, нужно Бога низвергнуть. Уже столетиями, если не тысячелетиями, идет борьба с краеугольным камнем существования человеческой цивилизации. Если Бог будет низвергнут, то не будет различения добра и зла, и то, что вчера было злом, сегодня назовут добром. То, что вчера запрещалось человеческими законами, сегодня законами будет разрешаться и поощряться, — только Бога для этого нужно низвергнуть.

Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... Тьма — это небытие, это отсутствие жизни. А там, где тьма оказывается вместе со светом, она становится разрушающей силой,

462

 

 

направленной на то, чтобы уничтожить жизнь мира, уничтожить Божие творение. И если мы участвуем в бесплодных делах тьмы (бесплодных, потому что никакого плода нет, есть только разрушение), — мы идем против воли Божией.

Исполняйтесь Духом... Что значит исполниться Духом? Есть такое понятие: «воодушевление», его синонимом является другое слово: «энтузиазм». Воодушевление, внутренняя энергия, сила. . . Ничто не может дать человеку реальную силу, но только Дух Святой. Мы знаем, как люди пытаются воодушевить себя весельем, алкоголем, наркотиками, богатством, наслаждением властью. Но все это быстро проходит, а если не проходит, то разрушается вместе с человеческой личностью. А в основе подлинного духовного творчества, всякого творчества лежит действие Духа, даже если человек не до конца это понимает. И для того чтобы иметь энергию созидания, энергию доброделания, энергию жизни в соответствии с Божиим законом, мы должны воодушевляться, исполняться Духом Святым. Без этого одухотворения Духом Святым мы будем не способны испытывать, что благоугодно Богу. И тогда будет опасность для нас участвовать в бесплодных делах тьмы.

Святитель Филарет, будучи просветителем, испытывал, что благоугодно Богу. Он не участвовал в бесплодных делах тьмы — он исполнялся Духом, он имел великую внутреннюю энергию, которая входит в человека через действие Святого Духа. Он не просто сам отличал добро от зла, но, как святитель Божий, помогал людям различать добро и зло; более того, помогал воспитывать себя в добре и бороться со злом.

Слово «просвещение» по-русски пишется через «е» — от слова «свет». Но его можно было бы написать и через букву «я» — от слова «святость», потому что подлинное просвещение — это святость, это приобщение к добрым делам, это познание Божественных путей, это исполнение Духом Святым. И сегодня, празднуя память святителя Филарета, его великую святительскую и Первосвятительскую деятельность, вдумываясь в слова апостола Павла, обращенные к Ефесянам, мы можем и для самих себя открыть нечто очень важное, что позволит нам всегда иметь разумение и силу оставаться сынами света, испытывать то, что благоугодно Богу, не участвовать в делах тьмы и исполняться Духом Святым. Аминь.

463


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.