Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 22-ю по Пятидесятнице в новоосвященном храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайском г. Москвы, 24. 11. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 22-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО
ДУХА В пос. ПЕРВОМАЙСКОМ г. МОСКВЫ

24. 11. 2013

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец настоятель2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником, с воскресным днем. Сегодня особое событие в этом храме, который находится в той части Подмосковья, которая ныне присоединена к Москве, и это мой первый выезд на новые территории столицы как епископа города Москвы и первое богослужение, которое совершено в этой новой части нашего первопрестольного града.

Я хотел бы выразить благодарность владыке митрополиту Ювеналию, который долгие годы окормлял и эту часть Подмосковья, присоединенную ныне к Москве. Конечно, Ваше пастырское попечение распространялось и на этот исторический храм, об истории которого нам только что так содержательно рассказал отец настоятель.

Храм действительно претерпел множество испытаний и поруганий. Построенный в самом начале XVIII века в память о Полтавской битве, храм через сто с небольшим лет подвергся страшному разорению. Французы, оккупировав эту часть Подмосковья, устроили в этом храме конюшню. Храм был разорен, но по милости Божией не был разрушен и потому буквально через год снова освящен и в нем возобновилась жизнь.

Наибольшее же разорение пришлось на годы послереволюционные, о чем нам поведал отец настоятель. Я могу только сказать, что здесь было много всего — от зернохранилища до танцплощадки. Попытка использовать храм якобы для нужд людей обернулась разорением и разрушением храма и опустошением человеческих душ; и, как и конница

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Мурманский и Мончегорский Симон; епп. Красногорский Иринарх, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Североморский и Умбский Митрофан.

2 Прот. Сергий Махонин.

456

 

 

Мюрата, расквартировавшая здесь своих лошадей, она не увенчалась победой.

Всякий раз, когда человек пытается получить что-то за счет Бога, он не только не получает желаемого, но теряет еще больше. Вот почему и говорит Писание, что Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Нельзя обогатиться, распродав церковное имущество. В начале 1920-х годов ограбили практически все храмы, были сорваны тонны серебряных риз, из одной только Троице-Сергиевой Лавры было вывезено несколько ведер бриллиантов — они были варварски сорваны с риз, со священных сосудов. . . Все это делалось якобы для того, чтобы накормить голодающих. Но голодающие как голодали, так и продолжали голодать, как умирали, так и продолжали умирать. А где все эти сокровища? — Все пошло прахом.

Сегодня читалось удивительное евангельское повествование, всем хорошо известное, о том, как милосердный самарянин помог человеку, на которого напали разбойники (Лк. 10, 25-37). Рассказав эту историю, Господь спрашивает законника о том, кто же для этого несчастного был ближним', его соплеменники-иудеи, среди которых были священник и левит, то есть служители храма, или иноплеменник из самарян, с которыми евреи даже не общались в быту? А ведь тот самый самарянин и помог несчастному, — почему законник, здраво оценив ситуацию, и ответил Господу: «Конечно, ближним был тот, кто сотворил ему милость».

Только что в слове, обращенном к Преосвященному Митрофану1, я говорил о важности совершения добрых дел, потому что совершение добрых дел превращает людей, не знающих друг друга, отдаленных друг от друга, в ближних. Ради чужого человека тяжело чем-то жертвовать, а ради ближнего — гораздо легче. Но ближний познается не по родословной, не по записям в паспорте, а по опыту жизни. Когда мы делаем друг другу добро, мы становимся ближними, ради которых можно сделать очень многое. Что же означает, когда люди, не являясь родственниками и даже знакомыми, начинают делать друг другу добро? Это означает, что общество становится солидарным, объединяясь вокруг скорби каких-то людей.

1 За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архим. Митрофана (Баданина) во еп. Североморского и Умбского (Мурманская митрополия).

457

 

 

Чтобы сделать свою мысль совсем понятной, я сошлюсь не на далекие примеры двухтысячелетней давности и даже не на эту евангельскую историю. Сошлюсь на события наших дней: страшное наводнение в Крымске1 или беспрецедентное затопление Дальнего Востока2. Люди совершенно незнакомые стали оказывать помощь, начали собирать средства. Значительные средства были собраны Церковью, и я сердечно благодарю все приходы, всех вас, мои дорогие, хоть кто копеечку пожертвовал на помощь тем далеким, для вас не близким, но становящимся ближними людям, во имя которых совершалось доброе дело.

Наше общество и особенно наша молодежь подвержены искушениям, о которых мы хорошо знаем. Иногда нам кажется, что натиск безнравственности, опустошающей человеческую душу, разрушающей всякие идеалы, превращает людей в некие атомы, не связанные друг с другом, что атомарность общества разрушает его единую структуру, что эгоизм, себялюбие, потребительство, наслаждение благами, попытки достичь материального достатка и сверхдостатка любыми путями разрушают социальные связи.

Когда мы так думаем или говорим, мы говорим правду. Нет большего эгоиста, чем тот, кто обогащается за счет других, кто делает других бедными, несчастными, лишает зарплаты, работы. Нет большего эгоиста, чем тот, кто увеличивает свой счет в банке и свое благополучие за счет несчастья и слез других, за счет опустошения душ человеческих, за счет разрушенных семей, погубленных детей. В какие-то моменты многим из нас кажется, что в обществе начались необратимые процессы, что этот распад на атомы невозможно предотвратить. И вдруг происходит событие, требующее солидарности, будь то Крымск или Дальний Восток, и мы видим, как люди, кровно совершенно не связанные с пострадавшими, становятся добровольцами, встают в одну шеренгу, под страшным ветром защищая своими телами дамбу на берегу Амура.

1 См. т. 3, часть 1, примеч. 4 на с. 271.

2 В период с начала августа до начала ноября 2013 г. юг Дальнего Востока России оказался в зоне катастрофического наводнения, вызванного интенсивными затяжными осадками, что привело к значительному увеличению уровня воды в реке Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет наблюдений.

458

 

 

А сколько денег собиралось людьми, которые вообще никогда на Дальнем Востоке не были, которые, может быть, не могут с первого раза реку Амур на карте найти! Но сопереживание, сострадание приводят человека к действию, которое в конце концов оборачивается тем, что дальние, неизвестные становятся ближними. А если так, то, стало быть, речь идет уже о реальной человеческой общности — общности, которую мы называем человеческим обществом. Общность и общество — это слова, имеющие один корень. Не может быть другого возрастания в солидарности, как только взаимная помощь и поддержка.

Я специально использую слова, которые люди обычно употребляют вне Церкви. А в Церкви мы говорим о единстве духа в союзе мира (Еф. 4, 3), мы говорим о служении своим ближним, мы говорим о том, что это дела архиважные не только для того, чтобы изменить к лучшему жизнь людей, но и для того, чтобы открыть перед собой двери Божественного Царства. Господь не спросит нас ни о чем ином на Страшном Суде — Он будет спрашивать нас только о том, помогали ли мы ближним своим.

Сегодняшнее евангельское чтение — еще раз хочу это подчеркнуть —большинству людей хорошо известное, открывает перед нами еще одну грань — такую современную, такую актуальную, в том числе и для нашего народа, для нашей страны. Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, объединяться, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя иначе, как только через творение добрых дел.

И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?»! В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить: «Господи, помоги мне», если сами не помогаем? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь: за кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом, делом или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой? Помогли ли мы кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего Престола, пойти и сделать доброе дело — либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого повстречаем на жизненном пути. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил,

459

 

 

будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», то Господь услышит нашу молитву.

Все удивительно связано — духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии. И когда эту взаимосвязь мы воспринимаем своим духовным опытом, у нас открываются глаза, мы обретаем ви́дение, мы проникаем в смысл человеческого бытия, становимся способными выстраивать свою жизнь в соответствии с самым главным законом человеческого счастья — законом любви, который Бог пожелал положить в основу наших человеческих отношений.

Да благословит Господь этот храм Сошествия Святого Духа! Да благословит Господь всех прихожан, отца настоятеля, духовенство! Я от всего сердца, призывая на вас Божие благословение, желаю всем возрастать в силе духа, в силе молитвы и в совершении добрых дел. В память о посещении этого храма я хотел бы передать вам образ святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского с памятной надписью. Его молитвами да хранит Господь всех притекающих в этот святой храм! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.