Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 23. 11. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

23. 11. 2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! В этот воскресный день я хотел бы всех

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Белгородский и Старооскольский

451

 

 

вас сердечно приветствовать в Храме Христа Спасителя. Сегодня здесь много участников Миссионерского съезда Русской Православной Церкви, и к вам сегодня мое особое слово.

Хотел бы начать с удивительных слов, сказанных апостолом Павлом в Послании к Ефесянам. Мы их слышали сегодня, ибо это чтение, согласно церковному Уставу, полагается на сегодняшний день. Слова такие: Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф. 2,14-15). Более сильных слов, обращенных к миссионерам, невозможно представить себе.

О чем говорил апостол Павел? Он говорил о самой важной в то время миссионерской задаче. Иудеи не принимали Христа, хотя очень многие из них готовы были это сделать, но они не готовы были вместе с язычниками исповедовать свою веру. Средостение между язычниками и иудеями было так велико, что немыслимо было его преодолеть. Это средостение укоренилось не только в глубокой религиозной традиции иудеев, хранивших как зеницу ока веру в единого Бога, а потому не общавшихся с язычниками, но даже в быту они избегали общения, не могло быть и речи о смешанных браках, не могло быть речи вообще о каком-либо совместном жительстве. Так было на протяжении веков. И апостол говорит о том, что Христос разрушил стоявшую между ними

Иоанн, Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Вологодский и Кирилловский Игнатий; архиепп. Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, Сурожский Елисей, Южно-Сахалинский и Курильский Тихон; епп. Солнечногорский Сергий, Губкинский и Грайворонский Софроний, Саянский и Нижнеудинский Алексий; слушатели курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в их числе: епп. Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Рославльский) Исидор, Колпашевский и Стрежевской Силуан, Костромской и Галичский Ферапонт, Ахтубинский и Енотаевский Антоний, Костомукшский и Кемский Игнатий, Мичуринский и Моршанский Гермоген, Рубцовский Роман, Ишимский и Аромашевский Тихон, Калачевский и Палласовский Иоанн, Лысковский и Лукояновский Силуан, Каменский и Алапаевский Мефодий, Сарапульский и Можгинский (ныне митр. Ижевский и Удмуртский) Викторин, Троицкий и Южноуральский Григорий, Армавирский и Лабинский Игнатий, Кузнецкий и Никольский Нестор, Норильский и Туруханский Агафангел, Шахтинский и Миллеровский Симон, Череповецкий и Белозерский Флавиан.

452

 

 

преграду, чтобы из одних и из других создать в Самом Себе нового человека, устрояя мир.

Но как это можно было сделать, как вразумить иудеев, чтобы они во Христе общались с язычниками; и как язычникам помочь разрушить всякие предрассудки в отношении иудеев? Только один ответ был у апостола Павла: это может совершить Сам Христос, устрояя их двоих в одно, создавая нового человека.

Церковь несет свое слово и свою миссию в окружающий мир. Сколько же там средостений, подобных тем, которые были между язычниками и иудеями! Множество разделений: по политическим убеждениям и идеалам, в силу различного экономического статуса людей — богатые и бедные, разделения социальные, культурные, языковые — каких только нет! А миссионер приглашает весь этот разделенный мир войти в церковную ограду и, значит, разрушить существующие разделения. Как это возможно? Может быть, это все фантазии и Церковь не способна на проповедь, преодолевающую все человеческие преграды? Но Слово Божие и опыт церковной жизни свидетельствуют, что все это возможно: Все могу вукрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4,13).

Что же нужно сделать, чтобы люди объединились в некую общность, стали одним целым, несмотря на их различия? Для этого нужно принести людям живую актуальную весть о Христе, — не просто повторяя формулировки прошлых веков, а такое слово, которое могло бы в одночасье помочь понять тому, к кому мы обращаемся, что только во Христе не только преодолеваются преграды, но и обретается полнота жизни. Сделать это очень трудно сегодня, потому что призывы к обретению полноты жизни звучат со всех сторон. Но это не те призывы, которые могут дать истинную полноту жизни. Это призывы к тому, чтобы жить счастливо, беззаботно, материально обеспечено, тратить как можно больше денег, наслаждаться жизнью, пребывать в праздности. И человек, движимый инстинктами, откликается на эту страшную проповедь, которая сегодня пропитала собой всю современную культуру, стала основной в информационном море, стала естественной, обыденной, стала чем-то законным и правильным.

И как только Церковь затрагивает эту тему и бросает вызов существующему порядку вещей, так сразу же возникает недоумение, даже злой окрик: «Вы не имеете права во все это вмешиваться, сидите в своих

453

 

 

церквах, служите свои обедни и молебны, не трогайте нас, особенно нашу молодежь, здесь мы имеем право проповедовать». На этом фоне, отнюдь не доброжелательном, когда преизбыточествуют силы, несущие иное свидетельство, и должна осуществляться миссионерская деятельность Церкви и звучать церковная проповедь.

Конечно, к Богу, к Церкви людей призывает Сам Господь. Никакими умными и красноречивыми словами и даже подвигом своей жизни, своим примером невозможно из камней сих соделать детей Аврааму (Мф. 3,9), — только благодатью Божией. Но благодать Божия начинает действовать тогда, когда в сознании человека что-то изменяется, когда у него вдруг появляется потребность обратиться к Богу, когда у него появляется желание переосмыслить свою жизнь, подвергнуть испытаниям совести свои мысли и свое поведение. Вот в этот самый момент и замыкается некая связь между Богом и человеком, и Господь дает такому человеку Свою благодать, не насилуя его волю силой Своей воли, но вкладывая Свою энергию в эти первые шаги человека навстречу Господу.

Очень важно, чтобы в преддверии этих шагов, когда очень многое определяется сознанием человека, когда еще чувства молчат и только одна голова работает (как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом соборе, «вера начинается в сознании, хотя принадлежит сердцу»), когда в голове появляются такие мысли, — чтобы они появлялись под влиянием проповеди Церкви. В этом и есть смысл миссионерского движения: помочь людям пробудить правильные мысли. И самое важное, чтобы в результате умственных исканий человек понял необходимость обрести некую систему ценностей, некую систему координат в жизненном пространстве. По сути, вхождение в Церковь и есть принятие человеком этой новой для него системы координат, где ясно определяется, что есть добро, а что зло, что нужно совершать, а чего не нужно.

На этом пути есть еще одно очень важное средство, которым каждый проповедник слова Божия должен пользоваться не по принуждению, а по голосу своей совести. Он сам должен стать близким, ближним для тех, кому он несет слово. В сегодняшнем евангельском чтении от Луки (Лк. 10, 25-37) задается вопрос: а кто мой ближний? И Господь произносит известную притчу о милосердном самарянине.

454

 

 

Ближний — тот, кто совершает добро, потому что добродетель связывает людей сильнее, чем узы родства. Мы знаем, что узы родства порой становятся причиной страшных конфликтов и столкновений, особенно если дело доходит до деления денег или наследства. Какие там узы родства? Люди становятся врагами. С другой стороны, когда мы делаем добро, мы соединяемся с другими людьми подобно тому, как милосердный самарянин стал ближним для пострадавшего от разбойников иудея. Что общего могло быть между иудеем и самарянином?! Но добро превозмогло рознь.

Сегодняшнее евангельское чтение является иллюстрацией к дивным словам апостола Павла из его Послания к Ефесянам: через совершение добра мы объединяем людей в одно, в Самом Христе содействуя созиданию нового человека. Для чего? — Чтобы устроить этот мир. Устрояя мир, — говорит апостол. Поэтому цель нашей миссии, конечно, обращение людей ко Христу, их воцерковление, и через это — созидание общечеловеческой солидарности, которая превосходит этнические, социальные, политические, географические, половые и другие различия и границы. Используя силу добродетели и доброделания, Церковь способна стать закваской теста (1 Кор. 5,7) всей вселенной. Она способна пробудить к жизни те процессы, которые приведут к новому человеку, во Христе Иисусе устрояя мир.

У церковной миссии нет границы: ее цель скрывается в эсхатологической перспективе, ее результаты, достигаемые здесь, в земной жизни, переходят в жизнь вечную. Она словно раздвигает границы пространства и времени, соединяя Небесное и земное, вечное и временное. Вот почему прозвучали те дивные слова, которые я только что вспомнил, обращаясь к новопоставленному епископу1: Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Яс вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28,19-20).

С праздником поздравляю всех вас!

1 За Литургией была совершена хиротония архим. Флавиана (Митрофанова) во еп. Череповецкого и Белозерского (Вологодская митрополия).

455


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.