Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в архангельском соборе Московского Кремля, 21. 11. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

21. 11. 2015

Ваше Высокопреосвященство1! Ваше Преосвященство2! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником Архангельского собора Московского Кремля.

Архангельский собор до освящения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором нашего города. Все московские иерархи восходили на престол именно в этом соборе, здесь был центр духовной жизни первопрестольного града, потому что Успенский собор считался патриаршим, а патриаршества в течение более двух веков в России не было. И наверное, не случайно этот собор был посвящен Архангелу Михаилу и всем бесплотным Силам. Наши благочестивые предки верили, как и мы сегодня верим, что невидимый ангельский мир обладает реальной силой воздействия на мир физический, на людей. Мы почти ничего не знаем о том мире, но пусть никого это не смущает. Однажды, беседуя со всемирно известным ученым, я спросил его: «А Вы можете в каких-то более или менее конкретных цифрах выразить, какая часть вселенной сегодня доступна научному знанию?» Он, почти не задумываясь, сказал: «Примерно 5%». — «А все остальное?» — «Все остальное неведомо».

Если для науки неведомо 95%, то и для верующего человека неведомо многое, но оно опознаваемо верой и сердцем. Мы молимся святым Небесным Силам бесплотным, не зная до конца, что это за силы; мы только знаем, что Бог их создал, что они разумны, что они свободны,

1 Митр. Истринский Арсений.

2 Еп. Богородский Антоний.

445

 

 

что они могут входить в контакт с человеком. Мы молимся им так же, как святым, историю которых мы хорошо знаем, и получаем просимое по вере своей и по молитвам своим.

Когда человек чего-то не знает, он создает некий внутренний, иногда даже зримый образ. Так работает человеческий мозг, так работает человеческое воображение. Мы ведь никогда не знали героев Пушкина или иных наших замечательных писателей, но, когда мы читаем их художественные произведения, в нашем сознании возникают образы, — у каждого свои. Отталкиваясь от описания, которое давал художник слова, мы строим эти образы в своем сознании.

То же самое происходит и в сознании людей, когда они задумываются о неведомом сверхчувственном мире. Мы накладываем свое понимание на этот мир; так и возникли, например, изображения Ангелов в виде юношей с крыльями. И насколько имеет право на существование художественный образ, возникающий в нашем сознании, в частности, при чтении литературы, настолько имеет право на существование и художественный образ, обусловленный нашим пониманием духовного мира.

Иногда над изображениями Ангелов любят иронизировать люди рациональные. Но тогда нужно было бы смеяться над самой способностью человека создавать видимый образ невидимой для него реальности. И как наше художественное воображение может быть далеко от того, что имел в своем сознании писатель, так, может быть, и наше понимание внечувственного, Божественного мира так же далеко от реальности, созданной Богом. Но ведь Господь нас за то не наказывает — Он, в отличие от критиков, хорошо знает природу человека, снисходит к нашим немощам и поддерживает наше устремление быть в общении с Ним и с тем духовным миром, который Он создал.

Я вспоминаю свое детство и первые уроки веры, которые получал от своих благочестивых родителей — от папы, от мамы, но особенно, конечно, от мамы. Ребенок в самом раннем детстве всегда воспринимает от матери больше, чем от отца, — потому что отец занят и часто находится где-то вне дома, а мать всегда рядом. Вот и я помню тот образ, который она вложила в мое детское сознание. Как-то я спросил ее: «Мама, а что такое Ангелы?» А она мне по-матерински, с любовью ответила: «Ангел у тебя за правым плечиком стоит, и он всегда ограждает тебя от зла, если ты сам того хочешь». Долгие годы в моей памяти сохранялся этот образ Ангела, стоящего рядом со мной, и было так просто молиться

446

 

 

и обращаться к нему, — ведь он совсем рядом, здесь, за правым плечиком. . . Это была детская, наивная молитва, но, может быть, Бог такую молитву принимает скорее, чем молитву человека сомневающегося?

Мы все в каком-то смысле дети пред лицем Божиим. Нам неведомо все богатство и многообразие мира видимого и невидимого, который Он создал, но, преклоняя главу и разум пред величием Божиим, мы устанавливаем с Господом и с миром невидимым неразрывную связь, которая и является нашим религиозным чувством. И как бы ни развивался мир, как бы быстро все ни менялось, должно быть нечто, что не меняется никогда, ни при каких обстоятельствах, и это в первую очередь — вера человека в Бога Творца.

Сегодняшний день заставляет нас еще раз задуматься обо всем — о видимом и невидимом, о великих безднах, сотворенных Богом, касаясь которых немеет человеческий разум. И мы молимся святому Архангелу Михаилу и всем бесплотным Силам, чтобы они были с нами на путях нашей жизни, чтобы ограждали Отечество наше от врагов внешних и внутренних, чтобы помогали нам познавать волю Божию о нас самих и о всем мире. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.