Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, 23. 08. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВТОРОГО ОБРЕТЕНИЯ И ПЕРЕНЕСЕНИЯ
МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
В САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ

МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

23. 08. 2015

 

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1! Досточтимый отец Савва, наместник и игумен сей святой обители2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с замечательным воспоминанием о втором обретении и перенесении мощей преподобного Саввы Сторожевского, а также с 20-летием со дня открытия сего святого монастыря после долгих десятилетий забвения и разрухи.

В начале 1990-х годов, когда здесь еще не было обители, я часто сюда приезжал. Каким-то особым образом этот монастырь всегда привлекал мое внимание, и если выдавалась минута для отдыха, то чаще всего я приезжал сюда и бродил вокруг монастыря и в самой обители, мечтая о том дне, когда она будет возвращена Церкви. И вот 20 лет назад это замечательное событие свершилось! И сколько же было сделано добрых дел, чтобы возродить обитель, украсить ее, вернуть ей былое величие!

История обители отмечена многими славными деяниями. Большинство государей и правителей земли нашей почитали своим долгом прийти с паломничеством в эти святые стены и вознести молитву пред мощами преподобного Саввы о стране нашей, о благополучии земли Русской, — памятники тех посещений и сегодня здесь, вокруг нас. Но, помимо венценосных паломников, было и многое другое, что прославляло обитель, и прежде всего это жизнь монашествующих. Здесь ярко горел огонь благочестия. Здесь люди, терявшие веру, обретали ее. Здесь те, кто теряли надежду, находили ее. И в наше время обитель Саввы Сторожевского остается яркой звездой на церковном небосклоне, потому что сам факт дивного возрождения обители, сам факт явления этой первозданной красоты может открыть многим нашим

1 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Солнечногорский Сергий.

2 Архим. Савва (Фатеев).

321

 

 

современникам не только взор физический, не только способность видеть красоту, но и взор духовный, духовное зрение, способное прозревать суть вещей и смысл истории.

Сегодня наш народ переживает особый период своего долгого исторического пути. Россия находится на подъеме, и, несмотря на тяжкие внешние обстоятельства, сила народная действует таким образом, что абсолютное большинство людей не очень-то и чувствует это на себе. Дай Бог, чтобы это всегда было так. У Отечества нашего есть все необходимое, чтобы защитить своих людей, дать им возможность мирно и спокойно жить, иметь духовное и материальное благополучие.

Но на пути к духовному и материальному благополучию есть много соблазнов и искушений. Духовные соблазны хорошо известны монашествующим, они сталкиваются с ними каждый день — и принимая исповедь, и сами преодолевая испытания. Но еще больше соблазнов в мирской жизни, и один из них порождается ростом благосостояния, когда становится все больше и больше материальных средств, все больше и больше вещей, обеспечивающих комфорт. Нередко людям начинает казаться, что главной целью жизни является материальное благополучие, и если посмотреть на нашу повседневность, то можно увидеть, что она наполнена множеством трудов, направленных в первую очередь на улучшение материальных условий. Во многих случаях это оправданно, потому что люди пекутся не только о себе, но и о детях, о внуках, о близких, о родных. Но как не потерять правильной перспективы, как не заблудиться на этом пути? Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 19,16-26) повествует о встрече Спасителя с богатым благочестивым юношей, стремившимся к совершенству, но неспособным сделать последний шаг на этом пути: раздать свое большое имение нищим, присоединиться к Господу и иметь сокровище на Небе. Эта история должна многих из нас научить правильному отношению к материальным богатствам и вообще к материальному фактору.

У преподобного Ефрема Сирина мы находим удивительно сильные, проникновенные слова: «Богатство исчезает перед дверью гроба». Преподобный нашел самое правильное слово: «исчезает». Можно было бы сказать иначе: теряет смысл, не имеет значения, но он нашел самое точное слово. Но как же так? Ведь материальный фактор видим, осязаем, он никуда не уходит, он остается, он переходит из поколения в поколение. Как мог преподобный сказать, что этот фактор исчезает? Но он точно сказал, — ведь для умершего человека богатства нет. Представьте

322

 

 

себе: всю жизнь человек работал только для того, чтобы умножать свое богатство. И что же означает тогда его конец? Полное фиаско. То, что создавал, исчезло, оно больше не твое, ты к нему не имеешь никакого отношения.

А что же там, в вечности? Сможешь ли ты сказать Господу: «Да, я трудился, я умножал богатство, я трудился для того, чтобы жить лучше, чтобы дом был покрасивее, чтобы машина была лучше, чтобы в отпуск съездить, чтобы сделать еще что-то из того, чему большинство людей отдают огромное количество времени и сил»? Нет, такое будет невозможно сказать Богу, потому что в вечности нет богатства, нет материального фактора, и человек приходит туда не с материальным богатством, не с мешком денег, не с записью в банковской книжке, а со своим духовным багажом. И если все наше время поглощается созиданием материальных богатств, то созидать единое на потребу (Лк. 10, 42) — то, что будет нужно в вечности, — уже нет времени и сил. Мы не знаем, что такое вечность, от нас это сокрыто, но мы знаем, что духовные богатства, в отличие от материальных, не исчезают — они переходят в вечность, а значит, они будут нам нужны, поскольку наша загробная участь зависит от количества духовного богатства.

Сказанное не означает, что Церковь призывает пренебрегать материальным фактором. Святой Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, как может спастись богатый, говорит: «Никогда не переступай черты необходимости». То есть ты должен иметь только то, что необходимо. Но когда люди приобретают то, что им не нужно, приобретают ради приобретения, когда не знают, что выдумать, чтобы утешить свою плоть, требующую все большего для своего удовлетворения, вот тогда и наступает грех. Если человек зарабатывает на пропитание своей семьи, на то, чтобы обеспечить образование детей, на все необходимое для жизни, то это непременное условие всякого труда. Человек трудится в том числе и для созидания материальных благ. Но «никогда не переступай черты необходимости».

Это особенно важно для молодых людей. У того же Златоуста есть замечательные слова: «Как огонь, прикасаясь к горючим веществам, возгорается в сильное пламя, так и юность, имеющая много денег, способна воспламенить пламя, сжигающее душу», — потому что у молодого человека меньше сдерживающих факторов и обстоятельств, ему еще многое хочется испытать, получить и то, и другое, и третье. А наша современная жизнь с ее переизбытком рекламы разжигает потребности, каких

323

 

 

могло бы и не быть. Получив средства, человек теряет голову и возжигает пламя, способное, по слову Иоанна Златоуста, погубить душу.

Слова святых преподобных и богоносных отцов наших, имеющие прямое отношение к замечательному евангельскому повествованию о богатом юноше, мы с вами должны знать и помнить, потому что от формирования нашего отношения к материальной стороне жизни зависит подлинное счастье и непреходящее благополучие. И пусть примеры святых угодников, в том числе и таких, каким был основоположник сей обители — святой преподобный и богоносный отец наш Савва Сторожевский, укрепляют нас на достойном и праведном пути нашей жизни. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.