Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 1.05.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

1.05.2013

 

Дорогие владыки1, отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую и поздравляю всех с Великой Средой! Это день, когда Церковь вспоминает событие, произошедшее в преддверии страданий Господа в доме Симона прокаженного, когда во время вечери к Спасителю подошла женщина и, возлив на Него драгоценное миро, отерла волосами своими ноги Его (Мф. 26, 6-16; Ин. 12, 3), вызвав недоумение учеников и особенно Иуды.

Миро стоило больших денег — может быть, все, что женщина скопила за свою жизнь, она отдала на его приобретение. И совершенно не случайно именно в этот момент, когда происходило особое, исполненное огромного внутреннего смысла действие, вознегодовал Иуда — тот самый Иуда, который носил ящик, в который складывались общие для всех апостолов деньги. Как повествует Евангелие, был он нечист на руку и похищал эти общие средства. Человек, порабощенный страстью сребролюбия, не мог спокойно пережить то, что видел: как женщина блудная, грешная отдает последнее, как она совершает бессмысленный, с его точки зрения, поступок. Не зная, как воспротивиться этому, он говорит, что, мол, пустая эта трата, что деньги можно было бы раздать нищим... Но не о нищих думал он, а о самом себе, ибо был вор (Ин. 12, 5-6), как говорит Священное Писание.

В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное — это отношение словно высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа — неизвестно, оставались ли у нее вообще какие-то средства. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит...

Помазавшая тело Спасителя жила особым внутренним миром. Внешне она, конечно, была женщиной грешной, но внутри нее

1 Архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; еп. Солнечногорский Сергий.

286

 

 

происходила огромная борьба: она осознала свою греховность, свою неправедность и, желая очистить себя от тяжкого груза греха, принесла Спасителю эту жертву.

А Иуда был в числе праведных. Он — один из двенадцати апостолов. Он — тот, кто каждый день слышал слова Господа, тот, кто был свидетелем Его чудотворений. Он жил не просто в атмосфере особой духовной жизни — он жил рядом с Богом воплотившимся, Который не скрывал Своей великой чудодейственной силы, силы Своего слова, силы Своего действия. Какие мысли о деньгах, какое сребролюбие, какое воровство могли быть рядом не просто со святыней, не просто с храмом, а с Самим Богом воплотившимся! А значит, Иуда был настолько помрачен страстью, что не видел совершаемого Спасителем, не слышал Его голоса и не понимал Его слов. Страсть затмила все, и не было уже никакой надежды на спасение.

Все это проявляется в последнем действии Иуды: вознегодовав на женщину, осознав, что между ним и нею, между ним, с одной стороны, и его Учителем и апостолами — с другой, — бездна, что они принадлежат к разным, несовместимым мирам, он принимает решение предать Спасителя. Иуда идет и предает Его за тридцать сребреников (Мф. 26,15), что составляло малую часть того, что пожертвовала женщина Спасителю, возлив на Него драгоценное миро. Два мира, два образа жизни, два мировоззрения столкнулись в трагедии, повествование о которой мы услышали в сегодняшнем Евангелии.

Почему же страсть сребролюбия является показателем уровня духовной жизни человека? Потому что сребролюбие порабощает человека, страсть наживы лишает людей разума, чести, способности исполнять долг. Все подчиняется одному: чтобы иметь деньги и тратить их; а может быть, даже и не тратить, а только иметь. Сребролюбие действительно порабощает душу людей.

Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: нам должно иметь такое отношение к деньгам, которое было бы подобно отношению господина, — дабы управлять, а не быть управляемым. Действительно, господствовать над всем мы призваны Самим Господом, Который поставил человека во главу творения, сделал его хозяином райского сада, вверил ему весь мир, чтобы он им управлял. Если же человек становится рабом, в частности рабом материальных ценностей, он лишается свободы. Богатым кажется, что благодаря деньгам они обретают свободу:

287

 

 

могут путешествовать, могут исполнять любую свою прихоть, могут заниматься чем хотят. Нередко богатые так и отвечают на вопрос о том, зачем им деньги: «Для того чтобы чувствовать себя свободными», — одновременно становясь рабами этих самых денег.

Не случайно именно сребролюбие сопутствовало предательству. Не блуд (блудница покаялась!), а сребролюбие. Нам иногда кажется, что блуд — самый страшный грех. Действительно, это страшный грех. Однако сребролюбие — грех не менее страшный, потому что и то, и другое порабощает человека: и то, и другое разрушает его сознание и ориентиры в жизни. Но власть сребролюбия, как мы видим из сегодняшнего евангельского текста, становится подчас страшнее власти блуда.

Сегодня общей тенденцией в развитии человечества является стремление к материальным благам и к обладанию деньгами. Сегодня все пересчитывается на деньги, будто не существует никаких иных эквивалентов. Это страшная тенденция, которая реально порабощает и личность, и целые общества и которая способна закабалить и поработить диаволу всю человеческую семью.

Вот почему сегодняшний евангельский текст имеет огромное значение для духовной жизни людей. Если мы хотим быть с Господом, если мы хотим быть свободными, если мы хотим быть способными исполнять Его волю, мы должны господствовать над деньгами, а не деньги над нами.

И вот еще какие замечательные мысли мы встречаем у того же святителя Иоанна Златоуста: он говорит, что грех сребролюбия нередко начинается с попыток человека собирать средства для того, чтобы раздавать их нищим. Мы знаем, что нередко создаются различные благотворительные фонды, вроде для добрых целей, но на деле все очень часто завершается элементарным похищением средств.

Вот почему, пребывая в Церкви, которая призвана служить, в том числе и нищим, нуждающимся людям, которая призвана собирать для них средства, мы все должны помнить о том, какой великий соблазн сокрыт в деньгах и какая большая ответственность лежит на тех, кто получает из рук людей средства на добрые дела. А из всех порабощений грехом сребролюбия самое страшное — это святотатство, когда средства, которые люди приносят Богу, неправедно обращаются на удовлетворение сребролюбивой страсти тех, кто эти деньги берет в свои руки. Вот почему духовенство несет огромную ответственность за то, чтобы

288

 

 

все деньги, которые складываются у алтаря Господня, которые приносят верующие, направлялись только на те цели, на которые они были пожертвованы. Если же кто-то совершает иное, он впадает в страшный грех святотатства, потому что деньги, жертвуемые Богу, посвящены Ему и должны использоваться строго в соответствии с этим посвящением.

Церковь должна сегодня служить примером для всего общества, в частности и в плане использования материальных средств. Думаю, сегодняшний день многим дает прекрасную возможность поразмышлять, в каких отношениях они находятся с материальными ценностями: кто кого поработил, кто кем управляет, свободны ли мы от страсти сребролюбия, так, чтобы исполнять закон Христов.

Мы вступаем в особые дни святой великой Страстной седмицы. Только что, по окончании Божественной литургии, в последний раз была прочитана молитва «Господи и Владыка живота моего...», которой мы сопровождали наше великопостное поприще. С сегодняшнего дня до праздника Святой Троицы запрещаются земные поклоны, кроме коленопреклонений пред Святой Плащаницей. Нам предстоят дни особых духовных размышлений о подвиге Христа Спасителя, о Его страданиях и смерти. Нам предстоит вступить в радость святой пасхальной ночи. И дай Бог, чтобы предстоящие дни всем нам послужили в духовное назидание, в укрепление нашей веры, в укрепление нашего благочестия, наполняя нас силой идти по пути, обозначенному заповедями Самого Господа и Спасителя нашего! Аминь.

 

Братья, всех вас сердечно поздравляю с наградами, которыми отмечены ваши труды1. Я знаю, как много делает сегодня духовенство города Москвы, потому что вижу, что происходят реальные перемены в нашей церковной жизни. Но мы с вами только в самом начале пути. Мы трудимся в особое время, от которого зависит будущее и нашей страны, и нашего народа. И самое главное, от чего зависит будущее, во многом в наших руках. Если народ наш станет православным (не только статистически, но и реально!), если будет прибегать к молитве, к стяжанию благодати Божией, то изменится и личная, и семейная жизнь людей, изменится жизнь нашего государства, нашего Отечества.

1 За богослужением ряд клириков г. Москвы к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебных наград.

289

 

 

Помните, пожалуйста, о вашем высочайшем предназначении, расширьте ваши горизонты, посмотрите на мир с другой точки зрения. Когда поднимаешься на колокольню, видишь больше, чем когда стоишь внизу. Нужно подняться на воображаемую колокольню, чтобы увидеть всю меру вашей пастырской ответственности за народ Божий. К этому я вас и призываю в надежде, что награды, которых вы сегодня удостоены, послужат вам утешением и неким стимулом к будущим трудам. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.