Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре, 14.04.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ДЕНЬ
ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА,
В БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

14.04.2013

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Всечестная матушка Викторина2! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиепп. Истринский Арсений (ныне митр.), Сергиево-Посадский Феогност; епп. Барнаульский и Алтайский (ныне Елецкий и Лебедянский) Максим, Майкопский и Адыгейский Тихон, Солнечногорский Сергий, Ейский и Тимашевский Герман.

2 Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря.

266

 

 

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника! Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы и во время этой Литургии две хиротонии: во епископа и во иерея1.

Евангельское чтение, которое надлежит читать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9,17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, оно драматичное, поскольку рассказывает о том, как несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, пришел к Спасителю с просьбой об исцелении.

Из Евангелия известно, что сначала он обращался с этой просьбой к ученикам Иисуса Христа, потому что в то время Спасителя среди них не было — Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные находились внизу. Как раз к ним и подошел этот житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам — к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (Мф. 10, 8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю: «Ученики Твои не смогли сделать этого — прошу Тебя, исцели сына моего». И Господь выдвигает только одно условие: поверить, что Он может это сделать. Несчастный отец говорит: Верую, Господи! помоги моему неверию, — это значит, что неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках его души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока.

1 Святейший Патриарх возглавил хиротонию архим. Феогноста (Дмитриева) во еп. Новороссийского и Геленджикского (Кубанская митрополия) и рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Силуана (Волобуева), насельника Заиконоспасского ставропигиального монастыря.

267

 

 

Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

Оставшись наедине с апостолами и отвечая на вопрос, почему же они не смогли исцелить бесноватого, Господь не укоряет их в том, что и они не имели достаточно веры. Ведь апостолы получили власть изгонять бесов! Наверное, столкнувшись лицом к лицу с бесноватым юношей, они испугались злой силы, которая тотально господствовала над личностью, над природой несчастного, и где-то в глубине души подумали: «Ну как мы можем это исцелить?», а может быть, и сказали что-то. И ничего не получилось. Поэтому Господь и говорит, обращаясь к ученикам: Сей род (то есть диавольский) изгоняется только молитвою и постом (Мк. 9, 29). Наверное, ради этих слов мы и читаем это Евангелие в четвертое воскресенье поста.

Что же такое беснование? В той крайней форме, о которой говорится в евангельском повествовании, — это, конечно, полное, безграничное господство темной силы над духовной и физической природами человека. И мысли, и чувства, и движения — все в руках этой силы, которая — в силу неспособности по природе своей принести пользу — не просто приносит вред, но ввергает жизнь в полный кошмар. Собственно говоря, это уже не человеческая жизнь, в ней нет ничего человеческого, а только боль, страдание, скорбь, гнев, потому что над человеком господствует злой дух. Конечно, это крайняя форма беснования, но сила зла действительно способна оказывать реальное влияние на людей.

Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наше знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха, — грех господствует над нами.

К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в сам момент совершения греха в глубине души сознаёт, что поступает по диавольской воле, что он нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, — а каждый проходил и проходит через них, — сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через

268

 

 

наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин.

Но временное беснование может расширять свои границы в душе человека: если мы совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если стараемся найти какие-то объяснения, в том числе и псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то масштаб беснования в нашей душе увеличивается. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Такой «чертой» является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Если это происходит в жизни человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, нарушив некий баланс. И если не произойдет чуда Божия, эта чаша весов устремится вниз и человек станет добычей темной силы, и тогда уже мало что сможет его спасти.

Значит, у человека должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем свою совесть своими эмоциями, созданием некоего образа врага в лице ближнего, оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте своих действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать происходящего, не раскаяться, не взмолиться к Богу о пощаде, не принять Святых Христовых Таин, то это саморазрушение может быть необратимым.

Но все, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. Переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как мы видим в целом ряде стран мира, где грех, испепеленный огнем и серой в градах Содоме и Гоморре (Быт. 19, 24-25), ныне провозглашается правом людей и — более того — защищается законом.

Если человек теряет способность отличать добро от зла, если его совесть спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он

269

 

 

становится не просто отчасти бесноватым — он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным видимым проявлениям, таким как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. Но иногда порабощение человека темной силой не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим — и одновременно бесноватым.

Сегодня мы празднуем память святого преподобного Иоанна Лествичника, который, написав «Лествицу», преподал всем нам некие уроки, в том числе и преодоления нашей частичной бесноватости. Он учит нас тому, как нужно преодолевать пороки, которые являются проявлением греховного, то есть диавольского, начала в человеке. Эта великая мудрость вошла в традицию нашей Церкви, и многие люди — как иноки, так и миряне — спасаются, вчитываясь в замечательные слова Синайского игумена.

Но ведь это не только слова, — и сам Иоанн Лествичник, и братия его, и неисчислимое количество иноков и инокинь и народа Божиего осуществляли их в своей жизни. Сегодня мы также отмечаем 100-летие со дня преставления преподобного Варсонофия Оптинского, великого старца, отделенного от нас тремя поколениями наших предшественников. Он так близок к нам, память его так жива в нашем благочестивом народе, особенно в Оптиной пустыни! Изгнав всякое беснование из плоти и души своей, этот угодник Божий реально воплотил в своей жизни то, чему учил преподобный Иоанн Лествичник. А когда человек освобождается от тяготения злой силы, он чувствует радость Божиего присутствия, потому что, чем меньше зла, тем больше добра в сердце, а вместе с добром — радости, мира душевного, того, что мы называем простым словом «счастье».

Пусть сегодняшний воскресный день, евангельское чтение, воспоминание об аскетических трудах святого преподобного Иоанна Лествичника и о подвигах преподобного Варсонофия Оптинского всех нас укрепят в невидимой брани, которая совершается в человеческом сердце! Аминь.

270


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.