Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря, 17.03.2013

2013 год

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО
БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО, В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

17.03.2013

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец наместник2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сердечно поздравляю всех с воскресным днем! Сегодня день особенный — канун Великого поста, Прощеное воскресенье, воспоминание изгнания Адама из рая.

Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории не случайно предлагается нам в канун Великого

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский Иларион; архиепп. (ныне митрополиты) Истринский Арсений, Егорьевский (ныне Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва.

2 Архим. Алексий (Поликарпов).

209

 

 

поста. Как страшное событие — разрыв между Богом и человеком, отлучение человека от общения с Богом — повлияло на жизнь людей и почему именно в преддверии поста мы должны об этом подумать? Ответ содержится в сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 13,11 14, 4): Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Слова апостола Павла помогают нам понять, что произошло в райском саду и что послужило причиной изгнания Адама, причиной разрыва между Богом и человеком.

Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели жизнь, полную радости. Он дал им возможность заботиться и о плоти своей, вселив в замечательный плодоносный сад — в рай. Они ни в чем не имели нужды, они поддерживали свою плоть, ведь замыслом Божиим была предусмотрена забота человека о поддержании своей физической жизни. Чтобы организм мог функционировать, чтобы человек мог работать, чтобы он мог любить, чтобы он мог чувствовать, молиться, творить, его физическое тело должно быть здорово. Апостол Павел замечательно говорит: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, то есть «примите на себя все то, что Христос вам сказал, облекитесь в Его правду». И далее следует ключевая фраза: и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Попечение есть норма бытия. Тогда что же такое похоть, которая, видимо, такой нормой не является? Похотью святые отцы именуют господство плоти и ее требований над всем остальным. Собственно говоря, так устроен животный мир: самое главное для животного — есть и размножаться. Все их инстинкты сформированы на основе этих двух жизненно важных функций, и больше от животного ничего не требуется. Правда, когда мы приручаем животных, дрессируем их, приспосабливаем под свои надобности, передавая им часть своей психологии, тогда у них вырабатываются иные навыки. Но никакие из этих навыков не могут конкурировать с врожденными инстинктами есть и размножаться, и каждый, у кого есть домашние животные, это знает.

Призывая к тому, чтобы мы не превращали законного попечения о нашей плоти в похоть, апостол предостерегает нас от уподобления животным. Словами: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, приблизьтесь к Богу — подчеркивается величайшее предназначение человека. Но, наверное, соответствовать этому предназначению невозможно, если разумное попечение о плоти превращать в похоть.

210

 

 

Что же произошло в райском саду? Ведь человек был сыт, вкушая от плодов райской земли. Зачем ему потребовалось вкусить от запретного плода? Плод этот выглядел красиво (Быт. 3, 6) и, видимо, так притягательно, так заманчиво, что хотелось его вкусить, чтобы плоти стало еще лучше. К тому же и змий внушал: Вкусите... и будете, как боги (Быт. 3, 5). Значит, можно еще больше услаждать свою плоть, не имея никаких ограничений. И человек вкусил запретный плод, нарушив заповедь. А движущей силой этого стала похоть. Не любознательность — похоть.

С того самого решающего момента человеческой истории развитие всей цивилизации пошло по иному пути. Не облечение в Бога, не приятие в себя Божией правды, а удовлетворение своих потребностей стало краеугольным камнем и главным целеполаганием. Нередко это целеполагание маскируется под красивые слова, в том числе под различные политические лозунги, под философские доктрины; но если провести тщательное исследование и докопаться до глубин, то обнаружим, что там, внутри, — похоть, господство плоти.

А почему это господство так страшно? Да потому что человек, живущий по законам похоти плоти, действительно становится зверем. Вся человеческая история свидетельствует нам об этом: страшные войны, кровопролитие, гражданские и межличностные конфликты, коварство, обман, лицемерие, ложь направлены только на то, чтобы иметь больше власти, больше денег, больше потреблять, утешая свою плоть.

Речь, конечно, идет не только о физическом насыщении. Многие, кто страдают похотью плоти, могут очень ограничивать себя в физической пище, могут придерживаться различного рода диет. Но от этого они не перестают служить похотям своей плоти.

Апостол Иаков в своем послании помогает нам понять, почему похоть плоти губит человека: Похоть... зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1,15). Похоть зачинает грех — как тогда, в раю, так и в нашей жизни. Она зачинает грех, она формирует образ мыслей и образ жизни, которые направлены на то, чтобы, ни с чем не считаясь, поставлять в качестве высочайшего приоритета удовлетворение своих собственных нужд и потребностей — будь то в физической пище, в питии, в благосостоянии, во власти, в карьере, в общении со знакомыми или друзьями, в обладании славой... Все это похоти плоти: иметь как можно больше, в том числе и в ущерб другим. Речь, конечно,

211

 

 

не идет о настоящей дружбе или настоящей любви. Речь идет о таких межличностных отношениях, которые направлены на поддержание человеческих амбиций.

Почему это апостольское чтение предлагается в канун Великого поста? И почему изгнание Адама из рая мы вспоминаем сегодня? Да потому что похоть плоти несовместима с Богообщением. Когда человек начинает служить самому себе и своей плоти, у него разрушается связь с Богом. Но ведь не один только Адам согрешил! Грех Адама не принуждает нас автоматически совершать такие же грехи, однако мы их совершаем. Вот для того чтобы понять, что отказаться от греха невозможно без отказа от похоти плоти, нам и предлагаются сегодня образ Адама, изгнанного из рая, и замечательные слова апостольского послания.

Кто-то может сказать: «Но ведь это полная переориентация всего того, к чему сегодня устремляется человек! Как можно жить по такому закону?» Ответ простой: можно и нужно жить по такому закону, если мы хотим жить человеческой жизнью.

Похоть... зачав, рождает грех, а сделанный грех... смерть. Если мы хотим жить физически и духовно, если хочет жить человеческая цивилизация, если хочет жить человеческое общество, необходим разворот в миропонимании, в мироощущении, в философии жизни и в практической деятельности. Церковь предлагает средство, используя которое люди могли бы, по крайней мере в своей личной жизни, сделать такой разворот. Этим средством является пост. Мы ограничиваем себя в пище, сводя ее потребление до необходимого минимума. Речь идет не только об отказе от скоромной пищи, — речь идет об умеренности в пище вообще, потому что, как говорили святые отцы, можно и постной пищей наесться не меньше, чем скоромной. Речь идет о самоограничении, через которое нам открывается великая истина, что похоть плоти — это не предопределение, не инстинкт, с которым невозможно бороться. Похоть плоти — в нашем сознании, в нашем уме, а не в потребностях нашего организма. Пост дает нам возможность приобщиться к иному стилю жизни и осознать, что не только душа, но и физическое тело в пост расцветают. Пост дает нам возможность осознать правоту слов апостола и совершенно другими глазами посмотреть на наше целеполагание, на наши устремления, на доминанты, которые мы формируем в этой жизни и которые стремимся реализовать.

212

 

 

Сегодня мы празднуем память святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского. XIII век — тяжелый век в истории Руси, начало полного ее порабощения татаро-монголами, агрессии со стороны Запада. Здесь, в этой части Среднерусской возвышенности, на холмах вдоль Москвы-реки возник город Москва, а преподобный Даниил стал князем этой земли. Все, кто писал о нем, говорят, что это был человек смиренный, спокойный, который не столько в бою, сколько добрым словом умерял ненужный пыл других князей, содействуя сохранению мира между княжескими уделами. Святой князь Даниил жил монашеской жизнью. Этот человек не путал разумного попечения о плоти с похотью плоти. Он явил нам пример удивительной аскетичности княжеской жизни и показал, что по такому закону может жить не только простолюдин, не только монах, не только священнослужитель, — по этому Божиему закону может жить и власть имущий — самый сильный и могущественный человек. В тихом и светлом образе преподобного князя Даниила дается нам пример разумного попечения о плоти — без того, чтобы служить похоти.

Наученные Божественными словами, которые мы слышали сегодня во время Литургии, и примером святого благоверного князя Даниила Московского, вступим с упованием на волю Божию и на Его помощь в великое поприще поста. Не для того, чтобы поставить «галочку», не для того, чтобы на работе сказать сослуживцам: «А я пощусь!», не для того, чтобы сверху вниз посмотреть на непостящихся, а для того, чтобы испытать, сколь легко и благо иго Господне (Мф. 11,30). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.