Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в Неделю по Рождестве Христовом и праздник Собора Пресвятой Богородицы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 8.01.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ В НЕДЕЛЮ
ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ И ПРАЗДНИК СОБОРА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

8.01.2012

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Всечестные отцы, матушки игумении! Дорогие братья и сестры!

1 Митр. Крутицкий и Коломенский.

2 Митрополиты Волоколамский Иларион, Киринский Афанасий (представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси), Иов (Тывонюк),

15

 

 

Я сердечно благодарю Вас, владыка, за слова приветствия. А ко всем вам, мои дорогие, я хотел бы обратить слово поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова.

Рождество, как ни одно другое событие Священной истории, помогает нам понять, что с приходом Господа и Спасителя произошло то, что принципиально отличает жизнь человека до и после этого события. Если спросить историка, чем отличается жизнь до и после пришествия в мир Спасителя, то он не найдет никаких особых подтверждений того, что жизнь людей стала принципиально иной, потому что следов этого изменения во внешнем мире почти нет. Конечно, вера во Христа Спасителя содействовала развитию иного мышления людей, которое отразилось, в частности, в государственном устройстве, в построении христианских империй, в развитии искусств, в храмоздательстве, — эти видимые знаки новой эры хорошо известны людям. Но если говорить о том, что существенно, принципиально отличает одну эпоху от другой, то мы не найдем никаких внешних свидетельств этого отличия. Есть только одно — Божественное — свидетельство, которое провозгласили Ангелы Божии в ночь Рождества, которое провозглашали еще пророки Ветхого Завета и о котором мы только что слышали из Евангелия: родился Господь Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23).

Выражение с нами Бог означает, что Господь через рождение Сына Своего вошел в плоть и кровь человеческой истории, в ткань этой истории, в жизнь каждого человека. И это не какой-то образ, пусть возвышенный, но отдаленный от реальной жизни, — эти слова выражают реальность бытия: Бог с нами, Он совсем рядом. Достаточно руку протянуть навстречу Богу, как почувствуешь Его прикосновение. И происходит это отнюдь не в воображении экзальтированных людей, а в реальной жизни человека, который обращается к Богу, и Тот слышит его молитву.

Тверской и Кашинский Виктор; архиепп. Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Аркадий (Афонин), Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Моравичский Антоний (представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси), Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай.

16

 

 

Невозможно представить себе, как развивалась бы история рода человеческого, если бы Бог во Христе не вошел в человеческую жизнь. Мы просто не можем представить себе того языческого или безбожного мира, в котором жило бы человечество. И наверное, история давно закончилась бы, но именно потому, что Бог рядом, что Он слышит наши обращения к Нему, мы и живем, мы действуем, мы существуем, опираясь на Его помощь, на Его десницу.

Кто-то может сказать: наверное, речь идет о верующих, крещеных людях — тех, кто признают бытие Божие, кто в храмы ходят. Но в Евангелии, которое мы сегодня слышали, не говорится о том, что Господь Еммануил пришел только к избранным. Евангелие четко констатирует: родился Еммануил — с нами Бог. С кем с нами? Со всем родом человеческим. Тогда еще не было ни одного крещеного, но Бог уже был с родом человеческим.

И сегодня, как бы человек ни был далек от Бога, даже если он Его не признает, Бог всегда рядом, и человеку нужно сделать совсем немногое для того, чтобы почувствовать в своей жизни Божественное дыхание. Есть только один грех, который возводит стену между Богом и человеком, — это хула на Духа Святого, это диавольская борьба и противоборство Богу, это кощунство, которое как яд отравляет жизнь человека. Хула наДуха Святого не прощается (Мф. 12, 31), и мы знаем из истории — на примере тех, кто возводил хулу на Бога, — какова сила Божественного наказания.

Жизнь Церкви в течение 2000 лет протекала в разных внешних условиях. Никогда эти условия не были легкими — у каждой эпохи были свои проблемы, в каждую эпоху к Церкви обращались особые вызовы, и она по милости Божией отвечала на вопрошания мира и несла свою миссию. Вот и наше тревожное время исполнено многих светлых и радостных моментов — в первую очередь это то, что мы как Церковь, как народ имеем такую свободу, какой никогда не имели. Это дает Церкви возможность строить свою жизнь без какого-либо контроля со стороны внешних сил, без какого-либо стеснения, давления извне, развиваться в соответствии с Божественным предначертанием, основываясь на соборном разуме. Есть и много других светлых, положительных сторон нашей жизни, и ни в коем случае нельзя о них забывать, потому что мудрый человек всегда и во всем видит не только отрицательное, но и положительное, и объективный взгляд всегда выхватывает

17

 

 

из окружающей действительности и светлое, и темное, умеет сравнивать, противопоставлять и делать правильные выводы.

В то же время сегодня мы сталкиваемся с неким противоборством служению Церкви, с попытками вновь хулить имя Божие, причем используя телевидение, другие средства информации, — так, чтобы вовлекать в эту хулу как можно больше людей; и мы знаем, как это ранит человеческие сердца.

Но вот что удивительно (и так было всегда в истории Церкви, не только в нынешнее время): если люди чувствуют неправду, если кощунство и хула обжигают их совесть, они вдруг обретают особое дыхание, горение в вере и становятся сильнее и ответственнее. Из всех епархий Русской Церкви мне докладывают, что никогда на рождественских службах не было такого большого количества людей, как в этом году. И как бы ни пытались враги Церкви представить ложные, смешные цифры, но народ наш, пришедший к новорожденному Спасителю, опровергает их. И я не исключаю, что происходит это вследствие реакции людей на неправду, — потому что возбуждается их религиозное самосознание, укрепляется вера. Так было всегда.

И еще одно событие помогло многим нашим соотечественникам в минувшем году осознать близость Божиего присутствия — это принесение в нашу страну Честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое всколыхнуло народ. Люди шли нескончаемым потоком. Миллионы людей приложились к этой великой святыне! А ведь в тех очередях стояли разные люди. Иногда здесь, в Москве, в хвост очереди вставали скептики, которые просто хотели на себе эксперимент поставить: мол, ну, пройду я в этой очереди, — выдержу или не выдержу? Ведь все эти люди, которые вокруг меня, выдерживают, и я попытаюсь... А в конце этой очереди, пред великой святыней на смену скепсису приходила великая и горячая вера. Разве это не сильнейшее доказательство того, что 2000 лет назад в вифлеемской пещере родился Младенец Еммануил — с нами Бог, Господь наш Иисус Христос?!

Он всегда рядом. Он был рядом и с людьми, стоявшими в бесконечных очередях к святыне, — с верующими и не очень верующими; сознательно и ответственно воспринимающими слово Божие и едва знакомыми с тем, что Бог говорит людям. Все это, в том числе и явление множества чудес, стало возможным потому, что с нами Бог.

18

 

 

Церковь призвана нести свое служение людям, вознося молитву Богу и принося Ему бескровную жертву, а вместе с ней — нашу веру, наше религиозное чувство, нашу любовь к Богу. И одновременно мы служим людям, поддерживая в них веру и помогая им через свой внутренний духовный опыт понять, что означают слова Евангелия — с нами Бог. Пока чувство Божественного присутствия в мире, пока несомненное убеждение в том, что Бог прикасается к нашей душе и отвечает на наши молитвы, живет, будет жить и вера в Господа, и Господь Еммануил будет прикасаться Своей державной десницей к каждому человеку, подчас даже к тем, кто в полной мере не отдает себе отчета в том, чем было для рода человеческого Его Рождество.

Праздник Рождества Христова прежде всего укрепляет нашу веру, помогает почувствовать близость Господа, помогает погрузиться в благодатную атмосферу рождественской радости, помогает с иной точки зрения посмотреть на окружающий нас мир, давая простор силе веры. И да благословит Господь по молитвам всех нас, по молитвам Церкви, по молитвам всего народа Божиего всю историческую Русь, все народы Святой Руси!

Особая молитва у нас сегодня о России, вступившей в непростой год своего исторического бытия. Мы просим Господа быть с нами, с народом нашим, не убирать с глав наших Своей невидимой десницы, чтобы мы чувствовали прикосновение к нам Божией благодати, избегали греха, порока и ошибок, помогая самим себе и тем, кто вокруг нас, духовно и нравственно возрастать в меру полного возраста Христова (Еф. 4,13). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.