Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в субботу третьей седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря, 17.03.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СУББОТУ ТРЕТЬЕЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА,

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ
ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО, В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ
ДАНИЛОВА СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО
МОНАСТЫРЯ

17.03.2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец наместник Алексий2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Мы совершили сегодня торжественное богослужение в память святого благоверного преподобного князя Даниила Московского — удивительного человека, главы государства, обладавшего не только большой властью — военной, юридической, но и огромным духовным авторитетом среди своего народа.

Именно силой его духовного прозрения можно объяснить то, как благоверный князь предвидел историческое развитие всей Руси, предвидел возвышение ничем не приметного в то время града Москвы. Мы знаем, что особое, возвышенное духовное состояние этой удивительной личности наложило отпечаток на град сей. Именно святой князь начал здесь строительство монастырей, укрепление града, как бы приуготовляя его к приятию из рук ветхого Киева державы всея Руси. Здесь стали создаваться многие обители, сюда стали стекаться святыни, и не случайно формальное преобразование Москвы в столицу всея Руси произошло также по церковным причинам, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся ввиду оккупации татарами древнего Киева в изгнании, свое временное пребывание в граде Владимире сменил на постоянное пребывание в граде Москве, заложив в нем кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — собор всея Руси. Может быть, если бы не духовный подвиг святого князя Даниила, сочетавшего

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Новосибирский и Бердский Тихон; архиепп. (ныне митрополиты) Истринский Арсений, Егорьевский (ныне Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Солнечногорский Сергий, Дрогобычский (ныне Львовский и Галицкий) Филарет, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Воскресенский Савва, Искитимский и Черепановский Лука, Карасукский и Ордынский Филипп.

2 Архим. Алексий (Поликарпов).

179

 

 

в своей личности подвиги правителя и монаха, если бы не его проникновенное ви́дение будущего, которое высветило духовное величие града сего, то Москва никогда и не стала бы местом пребывания Первосвятителей Церкви Русской и столицей Русского государства.

Мы вспоминаем сегодня память святого благоверного и преподобного князя еще и потому, что обитель сия, место его упокоения, имеет совершенно особое значение для жизни Русской Церкви. По Промыслу Божию в далеком уже 1983 году, в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, тогдашняя власть пошла навстречу верующим людям и дала разрешение возродить Данилов монастырь как духовный и административный центр Русского Православия. Так оно и случилось. Удивительным образом то решение совпало с некогда принятым решением князя создать первую в Москве обитель на этом святом месте. Так первая в Москве обитель стала духовным и административным центром Святой Руси.

Господь дал мне замечательную возможность в течение 20 лет трудиться здесь, на территории этой обители, возглавляя Отдел внешних церковных связей. Я всегда любил совершать здесь Божественные службы, общаться с отцом наместником, с братией, которые молитвами своими подкрепляли меня в то непростое время. А ныне, когда основная Патриаршая и Синодальная резиденция перемещена в Данилов монастырь, когда адрес Даниловского монастыря стал адресом всей Русской Православной Церкви, я особо уповаю на предстательство святого благоверного преподобного князя Даниила, у мощей которого отныне проходит служение Патриарха, Священного Синода, очень важных подразделений нашей Церкви.

Все, что делает сегодня Церковь, направлено не на укрепление ее человеческого могущества, которым она никогда не обладала, но на спасение душ человеческих, потому что это и есть основное и единственное служение Церкви. В сегодняшнем чтении из Евангелия от Марка (Мк. 2,14-17) повествуется о том, как Спаситель пришел в дом Левия Алфеева, мытаря. Он проходил мимо места, где мытарь, то есть сборщик податей, собирал дань со своих соотечественников в пользу иностранных оккупантов, римлян, ненавидимых всем народом. Эта ненависть к иноземцам в первую очередь распространялась на тех, кто служил их власти, кто содействовал порабощению народа. А потому люди, бросая в ящик для податей свои деньги, ненавидели тех, кто был рядом с ним,

180

 

 

усматривая в них врагов и народа, и государства, порабощенного римлянами...

Господь же совершает нечто из ряда вон выходящее. Люди относились к мытарям, как к прокаженным, боялись духовно заразиться, скомпрометировать себя, потерять свое честное имя, — а Господь подходит к этому несчастному Левию и в тот же вечер оказывается у него в доме, ужинает вместе с мытарями и грешниками.

Если перенести эту ситуацию в современную жизнь, то абсолютное большинство тех, кто сегодня стоит в храме, — людей благочестивых, верующих, — ничего подобного не смогли бы понять. Ведь мы с такой легкостью делим людей на друзей и на врагов, и уж если появляется враг, то часто ненавидим его так, как только можем ненавидеть. Точно так же тогда, во времена Спасителя, относились к мытарям, — а Он вместе с ними вкушал пищу...

И когда фарисеи — блюстители порядка, правил, закона — наблюдали за этой сценой (конечно, не за столом, — ведь они не могли разделять трапезу с мытарями и грешниками, но, может быть, издали, через окно) и стали возмущаться, то услышали такой ясный, такой человеческий, такой понятный ответ Спасителя: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк. 2,17). Сказал — и как бы отсек всю человеческую слабость, все человеческие предрассудки, и одним словом выявил Божию правду: во враче нуждается больной. И далее: Я пришел, чтобы не праведников спасать, а грешников приводить к покаянию.

Если мы — последователи Господа и Спасителя, то должны помнить эти слова. Не соприкасаясь с грехом, не заражаясь грехом, не оправдывая грех лицемерными заявлениями или лжепрощением, мы должны отделять грех от грешника, которого никогда нельзя оставлять без нашего внимания, но делать все для того, чтобы грешник стал праведником. А если в какой-то момент приходится столкнуться с риском загрязнить свои собственные «ризы», мы должны вспомнить Спасителя: а разве Он не рисковал, переступая порог дома мытаря и вкушая пищу с мытарями и грешниками?

Миссия Церкви в мире направлена на тех, кто имеет нужду во враче. Мы живем в то время, когда большая часть общества больна и не сознаёт своей болезни. Эта болезнь иногда проявляется в безбожии, в агрессии, в распространении зла и клеветы на Церковь. Каким же должен быть наш ответ? Мы не должны ни словом, ни делом, ни жестом,

181

 

 

ни взглядом, ни намеком, ни полунамеком создавать впечатление, что мы поддерживаем грех или поддерживаем кощунство. Мы должны твердо настаивать на правде Божией и одновременно помнить, что согрешивший даже самым тяжким грехом человек достоин того, чтобы велась борьба за спасение его души. Мы не должны идти на компромисс с диаволом и грехом, но обязаны твердо отстаивать великую истину, которую Бог вручил нам через Своих святых апостолов.

Мы сталкиваемся с подобного рода случаями повседневно, в том числе и в наших семьях, где есть люди неверующие, склонные к хуле, к клевете на Церковь, на Бога. Иногда это бывают наши мужья или жены, иногда дети, а иногда родители. Отстаивая Божию правду, давайте помнить слова Спасителя: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел спасти не праведников, но грешников. Тогда, следуя этим словам Спасителя, мы будем способны силой Его благодати, при участии наших скромных сил, преобразовать мир.

Другой задачи у нас и нет. Перед нами не стоят мелкие сиюминутные задачи, которые часто так захватывают воображение людей, что им кажется, будто решение именно этих задач откроет некую перспективу счастливой жизни. Мы знаем, что так не бывает, что перспективу человеческого счастья открывает спасение души. Именно этому, самому главному делу, последствия которого не ограничиваются земной жизнью, но переходят в вечность, мы смиренно служим, продолжая дело Христа Спасителя, святых апостолов, Богом прославленных мужей, среди которых святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.