Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове, 11.03.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, В ПОКРОВСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В ХОТЬКОВЕ

11.03.2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимая матушка игумения Олимпиада2! Дорогие сестры, отцы, братья!

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Новосибирский и Бердский Тихон; архиепп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан, Петропавловский и Камчатский Артемий (ныне архиеп.), Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, Искитимский и Черепановский Лука.

2 Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского ставропигиального монастыря.

175

 

 

Сегодня, в этот замечательный день, второе воскресенье Великого поста, мы совершаем Божественную литургию в Покровском Хотьковом монастыре при большом стечении паломников, сопровождая богослужение великим таинством Рукоположения нового епископа.

Каждый, кто восходит на свещницу архипастырского служения, несет особую ответственность — в первую очередь за исцеление человеческих душ. Мы забываем о том, что Церковь, продолжая служение Спасителя, призвана нести исцеление людям. С первых дней своего существования христианская община была общиной исцеления. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка (Мк. 2,1-12) помогает нам понять, почему Церковь продолжает это великое служение.

Апостол Марк повествует о том, как Господь исцелил парализованного человека, которого принесли к дому, где Он проповедовал. Близкие расслабленного, не имея возможности войти в помещение, разобрали крышу (ибо крыши на востоке в то время делали — да и поныне делают — плоскими) и, опустив носилки с этим несчастным человеком в комнату, где был Спаситель, просили Его об исцелении.

Господь не просто исцеляет этого парализованного человека. Он говорит удивительные слова: Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5). Присутствовавшие фарисеи, призванные улавливать каждое слово Спасителя, чтобы обвинить Его в нарушении закона, тут же вознегодовали и спросили: «Как этот человек может прощать грехи?» Но Господь разрушает их лицемерное благочестие одной фразой: Что легче? сказать... прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть... прощать грехи... говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди (Мк. 2, 9-11). И исцелился парализованный, видимым образом доказав силу Божию исцелять людей, а значит, и прощать грехи.

Какая же связь существует между грехом и болезнью? На эту тему размышляли многие выдающиеся отцы Церкви и богословы. Приведу вам слова святителя Макария, митрополита Московского, который, раздумывая о связи болезни с грехом, писал: «Грех посеял семена болезни в природе человеческой, и эти семена передаются от родителей к детям». Но болезнь не является карой за грех. Болезнь призвана показать безобразие греха, его пагубность для человека. Действительно, Бог создал человека совершенным, безгрешным. Не было греха — и не было никаких болезней. Болезнь не была создана Богом. Болезнь

176

 

 

есть проявление действий, разрушающих Божий замысел о человеке. Болезнь есть непосредственное проявление пораженной грехом природы человека.

Каждый из нас страдает от болезней, и для любого человека — и самого больного, и того, кто видит его страдания, — болезнь есть очевидный факт. Таких, кто в этом сомневается и кто сам никогда не болел, почти нет; а если, может быть, кто-то и отличается прекрасным здоровьем, то ему было бы полезно побывать в больнице, посетить страждущих и умирающих... Но страданий не было в Божием замысле о человеке. Все это результат помрачения человеческой природы грехом — тем самым, который посеял, по слову святителя Макария, семена болезни в природе человеческой.

Еще менее очевидны для человека, особенно современного, действие греха и сам грех. Почти каждому священнику приходилось встречать людей, которые, придя на исповедь, говорят: «Я ни в чем не грешен, на мне нет никакого греха». Только долгая и кропотливая работа духовника с таким человеком может помочь ему понять свое заблуждение и увидеть совершённые им грехи. Семена греха присутствуют в нашей природе и произрастают при нашем свободном и разумном соучастии. В совершении греха участвует каждый человек — своей свободной волей, своим разумом. Семя прорастает под воздействием тех благоприятных условий, которые мы создаем, открывая свое сердце, свой разум навстречу греху. И если для современного человека опасность — смертельная опасность — греха не очевидна, то ему надо понять, что физическая болезнь является отображением того духовного беспорядка, той духовной болезни, которой является грех. Взирай на болезнь — и ты увидишь физическое отражение болезни духовной, увидишь и прикоснешься к физически выраженному безобразию греха.

Поэтому подлинное исцеление человека возможно только тогда, когда он освобождается от греха. Мы знаем, каких замечательных результатов сегодня добивается медицина, знаем, как успешно исцеляются — медикаментозно, хирургически — многие болезни, так что многим кажется: наступит время, когда болезни совсем уйдут. Однако физическая болезнь не уйдет никогда, — об этом сегодня говорят ученые, которые наблюдают появление новых болезней, в том числе и порожденных современным уровнем научно-технического развития человеческой цивилизации.

177

 

 

Болезнь есть видимое, физическое отображение духовной болезни. Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия. Не может быть счастья в жизни, порабощенной греху. И когда мы совершаем грех, чтобы обрести некое человеческое счастье, когда мы кого-то обманываем, когда пытаемся построить свое собственное счастье на несчастье другого (как это иногда бывает в семейной жизни), мы должны помнить: грех никогда не приводит человека к счастью. В конце концов, рано или поздно совершается суд Божий, и человек наказывается за свои прегрешения.

Сегодняшнее евангельское чтение открывает нам тайну взаимосвязи духовного и физического, души и тела, греха и болезни. Открывает не мудростью человеческой, не способностью человеческого ума проникать в суть вещей, а самим словом Божиим: Что легче? сказать... прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?.. Господь, простив грехи парализованного человека, исцеляет его и от болезни физической.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение поможет нам расширить горизонт своего ви́дения всего того, что происходит в нашей личной, семейной, общественной, государственной жизни. Да поможет нам Господь увидеть все то, что происходит сегодня с родом человеческим! И тогда слово Церкви, повторяющей слова Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17), может быть, достигнет сердец человеческих и поможет тем, кто слышит и воспринимает это слово, преодолеть тяготение греха и тем самым укрепить свое здравие душевное, вкупе же и телесное. Аминь.

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, матушка Олимпиада, за слова приветствия, за чудный образ1, который был написан в этой святой обители и который будет напоминать мне и о монашеском подвиге, совершаемом здесь, в этих святых стенах, и о сегодняшнем молитвенном общении. Храни вас всех Господь!

1 Настоятельница монастыря преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Знамение», написанную сестрами обители.

178


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.