Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы, 6.11.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА В ЧЕСТЬ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

НА БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ г. МОСКВЫ

6.11.2013

 

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иларион1! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства2! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Я всегда с особым чувством совершаю Божественную службу в окружении глубоко верующих людей, которые приходят в храм по зову своего сердца. Их никто не заставляет, никто не предлагает каких-либо льгот за то, что они посещают храм. Им очень непросто два с лишним, а то и три часа стоять, не присев ни на минуту. Каждый из них знает, зачем он приходит в храм. Таких людей очень много, и обмануть их невозможно. Невозможно потому, что человека вообще обмануть непросто, а людей, искушенных сложными обстоятельствами современной жизни, тем более.

Ну разве приходил бы кто-нибудь в храм, разве выдерживал бы многочасовые службы, возносил свои молитвы, если бы они оставались без ответа? Разве отказывались бы люди от семьи, от детей, принимая монашество, уходя на всю жизнь в монастырь, в уединение, и разве посвящали бы себя церковному служению, которое требует трудов чуть ли не двадцать четыре часа в сутки, если бы отчетливо не чувствовали Божиего присутствия в своей жизни?.. Никакая светская власть — ни в Византийской или в Российской империи, ни тем более в нашей стране в годы гонений — не могла и не может удерживать людей в Церкви. Только глубокая вера людей влечет их в храмы.

1 Митр. Волоколамский, настоятель храма на Большой Ордынке г. Москвы.

2 Митр. Волгоградский и Камышинский Герман; епп. Солнечногорский Сергий, Урюпинский и Новоаннинский Елисей, Калачевский и Палласовский Иоанн.

679

 

 

Но ведь вера — это не просто осознание того, что есть Бог и есть Пресвятая Дева, наша Заступница. Мы меньше всего об этом задумываемся, — мы просто приходим к чудотворному образу Богоматери, молим Ее помочь и уходим утешенными. И как часто свидетельствуем потом, что именно молитва пред Ее образом принесла успокоение души, исцеление физических болезней, помощь в опасных обстоятельствах! Мы обретаем ответ — ответ Неба, ответ вечности через молитву пред образом Пресвятой Богородицы. Вот это и есть вера.

Когда знаменитого французского ученого Паскаля (а он был человеком глубоко верующим) спросили: «Что вы можете сказать о своей вере?» — он, подумав, ответил: «Моя вера сродни вере простого бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще далеко». Бретань — это северо-западная провинция Франции, где в то время жили и сейчас живут простые люди, которые возделывают землю, питаясь от плодов своих трудов. Как замечательно прозвучали эти слова великого ученого: «До веры бретонской крестьянки мне еще далеко»! Потому что вера хотя и поддерживается рациональными доводами и силой разума, но, как говорил святитель Филарет (Дроздов), принадлежит преимущественно человеческому сердцу. Действительно, вера принадлежит сердцу и всему человеческому естеству. Вера не просто убеждение, не просто мысль, не просто эмоциональное переживание, но это сама жизнь, подкрепляемая несомненным убеждением в Божественном присутствии в жизни.

Сегодня весь род человеческий в который раз проходит через очередные испытания. Когда в XVIII и особенно в XIX веке стали развиваться естественные науки, многие заговорили примерно так: «Ну как можно верить в Бога в век электричества?!» Потом стали появляться новые научные теории или, скорее, гипотезы, и интеллигенция, увлекаемая этими гипотезами, но оторванная от реального религиозного опыта, удивлялась: как можно верить в то время, когда наука, мол, делает такие успехи? Затем наша страна — не без усилий тех, кто говорил подобное, — пройдя через катастрофу революции и гражданской войны, обрушилась в пропасть тотального неверия. В борьбе с религией пытались апеллировать к науке и философии, а когда «научной» аргументации не хватало, верующих людей отправляли в ссылку, в лагеря или просто физически уничтожали...

680

 

 

Разве уверенные в своей правоте люди будут физически уничтожать тех, кто мыслит иначе? В гонениях обнаружилась слабость, тщетность всех потуг разрушить веру. И мы знаем, что наш народ смог преодолеть все искушения того времени с их научными теориями, достижениями в физике или химии, потому что людей привел к вере совершенно другой опыт, который не имел ничего общего с интеллектуальными рассуждениями XIX века. С какой радостью народ наш повернулся к вере, каким мощным было духовное возрождение, которое продолжается и ныне!

Но сегодня на горизонте забрезжили — о, удивление! — те же самые соблазны XIX века. Нам снова говорят: «Вера не вписывается в научную картину мира! Какая вера может быть в век компьютеров и мобильных телефонов?» Но какая принципиальная разница между электрической лампочкой и компьютером или любыми другими сверхсложными машинами и механизмами, которые создаются человеческим разумом и человеческим трудом? Никакой! Но ведь соблазняются же люди... И когда сталкиваешься сегодня с возражениями против веры, то слышишь одни перепевы старого — ничего нового нет, все то же самое. Не должен наш народ потерять веру, не должна погибнуть наша молодежь, ведь мы прошли через такой исторический опыт кошмарного безверия, унесшего миллионы жизней! Мы не можем второй раз споткнуться о то же самое.

Сегодня слово Церкви обращено к народу, к нашей мятущейся интеллигенции, которая чрезмерно преклоняется перед достижениями ума и рук человеческих и не испытывает никакого благоговения перед Божиим творением, и к нашей молодежи, которая нередко оказывается восприимчивой к соблазнам, искушениям, в том числе к пустым перепевам прошлых безбожных утверждений. Обращаясь ко всем, Церковь говорит: нельзя допускать одни и те же ошибки. Если человек совершает их, то это свидетельствует уже не о его невежестве, а о его внутреннем помрачении и глубине болезни.

Утверждая истину Божиего бытия, утверждая значимость Божественного присутствия в нашей жизни, говоря о реальности помощи, которая исходит от Пресвятой Богородицы, мы не пытаемся опровергнуть доводы безбожников (они уже опровергнуты самой жизнью, кровью мучеников и исповедников!), но мы со смирением взираем в будущее, ничего не опасаясь и не страшась, как учит нас пламенный Златоуст.

681

 

 

Пусть опыт нашей молитвы, по которой нам даруется утешение, укрепляет нашу веру. Мы же эту веру, это убеждение должны без страха разделять со своими ближними и дальними, со своими детьми и внуками. Мы у себя дома, это наша страна, это наш народ, потому слово наше ясно, прямо и открыто. И оно не от человеческой мудрости, — оно от мудрости Божественного Откровения, от великого опыта, через который прошли наш народ и наша Церковь-мученица.

В память о пребывании в этом святом храме я хотел бы преподнести в дар ему образ святителя Тихона Задонского с частицей его мощей. Пусть эта святыня пребывает в сем прославленном московском храме, пусть она умножает присутствие Божественной благодати в этих прославленных стенах.

Сердечно благодарю Вас, владыка митрополит, за Ваши добрые слова, за подарок, который Вы мне сегодня вручили1. Очень трогательно, что почти всякий раз, когда я здесь служу, Вы мне вручаете облачение, сделанное по примеру древних русских облачений, запечатленных на старинных иконах. Всегда с радостью возлагаю на себя эти внешние символы и знаки исторического преемства.

Храни вас всех Господь, и Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает со всеми нами! Аминь.

1 Митр. Иларион преподнес Его Святейшеству облачение, изготовленное по образцу облачений свт. Ионы Московского, запечатленных на иконах XVII в.

682


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.