Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Выступление в авторской программе «Слово пастыря», выпуск которой был посвящен 400-летней годовщине преодоления Смуты в России, 3.11.2012 660

ВЫСТУПЛЕНИЕ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «СЛОВО
ПАСТЫРЯ», ВЫПУСК КОТОРОЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН
400-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМУТЫ В РОССИИ

3.11.2012

Доброе утро, дорогие телезрители!

Мы выходим в эфир в канун замечательного события. Завтра — 4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, День народного единства — наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, а затем Москвы и всей России от польской интервенции, преодоления Смуты. В этом году мы празднуем 400-летие этого великого события. Я хотел бы сказать несколько слов именно по этому поводу.

Что произошло 400 лет назад? Произошло избавление страны, народа нашего от погибели. Мы были на волосок от исторической трагедии, от уничтожения страны, от потери ею суверенитета, от ассимиляции Православия католичеством — в общем, от национального уничтожения.

660

 

 

История хорошо известна. После смерти Ивана Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться власти, войти во власть, — особенно после смерти Федора Ивановича, сына царя Ивана Грозного. Не буду рассказывать вам про все те исторические перипетии — и прочитать об этом можно, да и многие из вас все это хорошо знают.

Важно другое. Что же произошло с нашим народом, если враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вступил в Кремль? Что произошло с нашим народом, если в Смоленск из Москвы было направлено посольство — делегация, состоявшая из бояр, с просьбой к королю Сигизмунду посадить на царство в Москве его сына Владислава? Ведь инициатива-то исходила из Москвы. Конечно, военная интервенция была из Польши, и на Русскую землю пришли польские войска, но кто их пригласил в Москву? Кто перед ними открыл путь? — Те самые бояре, элита, которая считала, что возведение на московский престол королевича Владислава будет неким модернизационным проектом для России. Мол, новая власть — западноевропейская, образованная: армия гораздо сильнее московской, лучше вооруженная: европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним — и западная трактовка христианства...

Все это воспринималось многими как путь к модернизации страны. Но лучшие люди в Москве, в России понимали, что это будет не модернизация, не прогресс в государственной, общественной, экономической, военной сферах, но это будет потеря суверенитета, потеря независимости, исчезновение страны. Именно эти люди понимали, что речь идет не об улучшении жизни народа, не об укреплении государства, а о полном демонтаже государственной и народной жизни.

И может быть, самый главный вопрос, на который мы сегодня должны ответить в связи с празднованием 400-летия Смуты: как такое могло произойти? Почему русские люди, бояре, вроде бы ответственные за судьбу страны, — почему они сознательно пошли на то, что можно квалифицировать просто как предательство? Ведь они не думали, что предают страну, Родину, — они считали, что делают великое и благое дело.

Все это перекликается с нашим сегодняшним днем. Многим импонирует заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая

661

 

 

представляется им косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству. Все это мы видим и сегодня. Но совершенно очевидно, что 400 лет назад нашлись люди — патриарх Ермоген, который отказался подписать воззвание, призывавшее русский народ склониться перед Владиславом; гражданин Минин и князь Пожарский, которые в ответ на призывы патриарха Ермогена подняли ополчение; жители многих регионов России, поддержавшие это ополчение, — и все они понимали, что речь идет не о благе страны, а о ее погибели.

После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия получила второе дыхание, толчок к колоссальному развитию национальной жизни, экономики, государственного строительства, к освоению новых земель. Будто некая пружина, которая сдерживалась, резко выпрямилась, произвела огромной силы толчок — и Московия превращается в великое государство — от моря и до моря, от океана до океана, — сохраняя свою самобытность, свою веру, одновременно развивая свою экономику, укрепляя политические основы жизни, содействуя общественному развитию нации.

Вот и сегодня мы должны прежде всего заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании людей, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения условий бытия нашего народа. Речь идет не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, отказываться от взаимного обмена, от того, чтобы быть страной, открытой в экономическом, научном, культурном плане. Речь идет о том, что не могут приноситься в жертву суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность и — что самое главное — не могут разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа. Вот тогда любое совершенствование общественных отношений, науки, искусства, образования — то, что мы сегодня называем словом «модернизация», — будет содействовать и улучшению жизни людей, и усилению основ нашего государства.

Празднуя 400-летие окончания Смуты, мы должны сделать выводы из всего того, что произошло 400 лет назад, и не наступать вновь, как говорят, на те же грабли. Мы должны вдохновляться великими примерами патриарха Ермогена, Минина и Пожарского, тех мужественных

662

 

 

защитников Родины, которые, подняв мощное народное движение, освободили страну от иноземных интервентов и заложили основы замечательного развития народной жизни и совершенствования Российского государства.

Мы завтра будем отмечать праздник. Начнем мы празднование с богослужения, которое будет совершено в Успенском соборе Московского Кремля. Специально в честь праздника из Санкт-Петербурга будет привезен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, который по повелению государя императора Петра I был направлен из Москвы в новую столицу — Санкт-Петербург. Мы будем молиться перед этим образом Царице Небесной о том, чтобы Она Покровом Своим защищала землю нашу, чтобы укрепляла веру нашего народа, чтобы помогала сохранять всегда независимой, устойчивой жизнь нашего Отечества, и верим, что Царица Небесная приклонит милость ко всем нам.

Ну, а что касается отношений с Польшей, то по милости Божией в этом году, во время моего посещения Польши, вместе с руководством Католической Церкви Польши, которая является в этой стране Церковью большинства, мы подписали Совместное послание к народам России и Польши. Много чего было в нашей истории — и Смутное время, и Наполеоново нашествие, и потеря Польшей своего суверенитета, и тяжелейшие события, связанные с историей XX века, когда русские страдали от поляков, а поляки от русских, — мы несем большой груз негативных эмоций, связанных с нашей общей историей. Но этими негативными эмоциями нельзя жить постоянно. Два славянских народа, которые живут бок о бок, не могут этот негатив, происходящий из прошлого, привносить в сегодняшнюю жизнь и тем более не могут, руководствуясь такими эмоциями, тормозить развитие отношений между странами и народами.

Осознание того, что пора перелистнуть страницу, что нельзя постоянно бередить раны, нанесенные историей, было продемонстрировано и Русской Православной Церковью, и Польской Католической Церковью, что и привело к подписанию того документа, о котором я только что сказал. И поэтому, перелистывая тяжелые страницы прошлого, мы освобождаем себя от негативного эмоционального груза и открываем свой ум и свое сердце к тому, чтобы по-братски строить отношения с соседней Польшей, особенно принимая во внимание то, что христианские принципы жизни и в Польше, и в России не просто уважаются

663

 

 

большинством, но именно с таким образом жизни наши народы связывают свое благополучие. И в этом смысле вражда минувших веков сменяется сегодня возможностью совместно отстаивать христианские ценности в Европе и содействовать тому, чтобы два народа строили свою жизнь, сохраняя верность евангельским заветам.

На этом я заканчиваю нашу передачу, и пусть Божие благословение пребывает с вами.


Страница сгенерирована за 1.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.