Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник в честь Донской иконы Божией Матери в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря, 1.09.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ В БОЛЬШОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

1.09.2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец игумен2! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, Ставропольский и Невинномысский Кирилл; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Солнечногорский Сергий, Мариинский и Юргинский Иннокентий, Новокузнецкий и Таштагольский Владимир.

2 Игумен (ныне еп. Бронницкий) Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального монастыря.

647

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздником! Мы молимся перед подлинным Донским образом Божией Матери, который в дни празднования передает нам Третьяковская галерея, и это дает возможность москвичам, братии обители, всем, кто приходит в этот день под своды сего величественного храма, приложиться к великой святыне, которая явилась источником вдохновения нашего воинства в один из самых ответственных и непредсказуемых моментов нашей истории.

Прошло более ста лет после прекращения татаро-монгольского ига, Отечество наше укрепилось, Поволжье присоединилось к Руси, наши первопроходцы перешли Урал. Страна становилась великим государством, и люди это хорошо понимали. И вдруг в это самое время у стен Москвы появляется огромное полчище, пришедшее из Крыма, во главе с ханом Казы Гиреем. Не готова была Москва отразить нападение этого огромного войска, и можно себе представить досаду и боль наших людей, которые хорошо помнили победы нашего оружия, приведшие к освобождению Отечества, к его объединению в великое Московское царство. Им казалось, что уже никакой враг не посмеет вступить на нашу землю, а тем более посягнуть на первопрестольный град, — и вдруг в 1591 году на Воробьевых горах появляется это полчище...

Сознавая, что ни город, ни войско не способны выдержать осаду, народ наш с особым благоговением и молитвой обратился к Божией Матери перед Ее Донским образом — тем самым, который был вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле. Этот образ был символом нашей победы, символом того, что Россия встала с колен, символом надежды и спасения. И с какой же горячей верой на том самом месте, где мы с вами находимся, где был разбит военный лагерь, молились люди перед этим образом!

Историки до сих пор не могут понять, почему крымские татары отступили. Есть чудесное объяснение этого события: молитвы ко Пресвятой Богородице были услышаны, и Она остановила нашествие. Мы верим, что именно так и было, и не следует искать никаких других объяснений, ведь не в первый и не в последний раз такое произошло. В самые грозные дни тяжких испытаний москвичи, жители первопрестольного града, обращались к чудотворным иконам Божией Матери, вознося пред ними молитвы к Ней и к Ее Сыну, Господу и Спасителю, и получали просимое.

648

 

 

Мы с вами живем в городе, исполненном чудес. И пусть современный лик Москвы, огромного мегаполиса, с его новейшей культурой, с его техническими достижениями, не мешает нам близко к сердцу принимать историческое духовное ядро первопрестольного града, которое формировалось на основе горячей веры людей, закалялось силой молитвы и силой духовного подвига.

Иногда нам кажется, что Господь нас не слышит и Божия Матерь не слышит. Каждый из нас через это проходил. Вроде и молишься горячо, а ответа не получаешь. Но в том не Господь виноват — виноваты мы. Значит, что-то происходит в нашем сознании. Не молимся ли мы просто так, «на всякий случай», не будучи уверенными, что именно молитва нам поможет? Но когда мы обращаемся к Царице Небесной в самых критических ситуациях, тогда концентрируются все наши силы. Так бывает, например, когда человека постигает неизлечимый недуг, — несчастный понимает, что никакая современная медицина ему не поможет, что он обречен, — и тогда из его сердца исторгается такой силы молитва, что он получает чудесное избавление.

Наверное, так же усердно молились и тогда, в 1591 году, москвичи. У них не было другой возможности спастись, и они все свое упование, всю свою надежду обратили к Царице Небесной. Мы не можем так молиться каждый день, — такая молитва требует колоссального сосредоточения сил. В такой молитве концентрируется вся человеческая личность, все, что есть в человеке, и это движение навстречу Богу вызывает Его ответное движение, вызывает Божественную благодать.

Не каждый и не всегда может так молиться, но мы должны помнить: у нас есть это оружие. Может быть, кто-то приберегает его действительно на тот час, когда другого выхода уже не будет. Для того чтобы молитва имела воздействие, мы должны уметь молиться. У нас должен быть навык молитвы, мы должны чувствовать Божие присутствие, мы должны поставлять себя пред лицем Божиим, мы должны исповедовать свои грехи, причащаться Святых Христовых Таин, мы должны быть православными людьми не по социологическим опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были православными людьми, горячо верующими и любящими Бога, наши благочестивые предки.

Пусть сегодняшний день, воскрешая перед нами удивительную страницу избавления Москвы от грозного врага, поможет каждому

649

 

 

укрепиться в вере и в понимании того, что Царица Небесная всегда рядом с нами и что Она ждет наших молитв. Храни вас всех Господь!


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.