Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 20.04.2012

СЛОВА В ДНИ ПРАЗДНОВАНИЙ В ЧЕСТЬ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН
БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

20.04.2012

Всех вас, дорогие владыки1, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной! Радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, — Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, который находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекают к нему и черпают воду, получают исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, на которой изображена Царица Небесная в пояс, на коленях Которой восседает Младенец Иисус Христос и где изливаются потоки воды.

1 Архиепп. Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност.

621

 

 

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало особому иконописному образу Божией Матери, именуемому «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но это из Него изливаются потоки живой воды — той самой, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: Тот, кто будет пить эту воду... не будет жаждать вовек (Ин. 4,14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим повествование о том, как Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Вы уже очищены через слово (Ин. 15, 3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения — так почему были произнесены слова: уже очищены через слово? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе и в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны — мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди, соблазненные этими словами, теряли человеческий облик, убивали братьев своих; а потом проходило

622

 

 

время — и не оставалось ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие — живая вода, которая истекает из Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это — Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, какому подвергалось слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление — да, молитва о таком человеке — да, спор по поводу неверия — да, но злобы-то нет. Почему же поднимается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим, — занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому все свои силы? Да именно потому, что Божественное слово ранит, обжигает сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным. Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (Мф. 10, 34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда пытались силой человеческой его защитить. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, — сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует и в этом слове, и в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

623

 

 

Вот почему мы в этот день освящаем воду — как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. Сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. Провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Хотел бы поздравить всю братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с наместником, Преосвященным владыкой архиепископом Феогностом, и вручить Вам, владыка, символ Воскресения Спасителя — пасхальное яйцо, которое для всех нас является знаком и символом празднования Святой Пасхи. Хотел бы также поздравить всех учащихся и учащих Московской духовной академии во главе с владыкой архиепископом Евгением, призвать благословение на монашескую братию, на духовную школу, готовящую пастырей, дабы особым образом сила слова Божия преобразовывала жизнь тех, кто вступает или уже вступил на путь служения Христу Спасителю. Всех вас поздравляю с праздником!


Страница сгенерирована за 0.46 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.