Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 22.04.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ,

В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

22.04.2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с первым воскресеньем после Пасхи — с Неделей Фоминой.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Как вы знаете, именно в этот день мы вспоминаем чудо уверения Фомы. Мы пытаемся ответить себе на вопрос: что такое вера и неверие? Почему человеку, имевшему столько доказательств Божественной силы, действовавшей в Иисусе Христе, которая исцеляла больных и воскрешала мертвых, потребовалось еще одно доказательство? Ведь это был не просто человек, а свидетель всего того, что совершил Господь Иисус Христос, один из двенадцати учеников — Фома.

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Калужский и Боровский Климент, Ярославский и Ростовский Пантелеймон, Тульский и Ефремовский Алексий, Тверской и Кашинский Виктор, Рязанский и Михайловский (ныне Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) Павел, Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепп. Можайский Григорий, Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений (ныне митр.), Владимирский и Суздальский Евлогий (ныне митр.), Белгородский и Старооскольский Иоанн (ныне митр.), Верейский Евгений, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), ИвановоВознесенский и Кинешемский (ныне митр. Иваново-Вознесенский и Вичугский) Иосиф, Видновский Тихон, Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Пензенский и Кузнецкий (ныне митр. Оренбургский и Саракташский) Вениамин, Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий, Ставропольский и Невинномысский (ныне митр.) Кирилл, Краснослободский и Темниковский Климент, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Рыбинский и Угличский (ныне Рыбинский и Даниловский) Вениамин, Ейский (ныне Ейский и Тимашевский) Герман, Воскресенский Савва, Белевский и Алексинский Серафим, Ржевский и Торопецкий Адриан, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Касимовский и Сасовский Дионисий, Скопинский и Шацкий (ныне митр. Хабаровский и Приамурский) Владимир, Балашихинский Николай, Городецкий и Ветлужский Августин.

568

 

 

Что означают эти понятия — вера и неверие, которые идут рука об руку по жизни человека? И уж если то было среди апостолов, то кольми паче среди прочих людей! Не проще ли было Господу Своими словами, Своими чудотворными делами так воздействовать на сознание, волю, чувства апостолов, чтобы у них не было больше никаких сомнений? Ведь это было в Его власти. Однако апостол Петр, напуганный возможными истязаниями и даже смертью, отрекается от Своего Учителя. Другие апостолы убегают как можно дальше от Гефсиманского сада, от двора первосвященника, от претории, от Голгофы. Кроме одного — Иоанна Богослова. И наконец, по Своем воскресении явившись во славе апостолам, пройдя через стены, Христос свидетельствует о том, что Он, имея тело, принадлежит иному бытию, что Он реально воскрес, — но и этот факт требует подтверждения у одного из апостолов!

Вера и неверие постоянно пересекаются в нашей жизни. В один момент мы готовы за Бога жизнь отдать, в другой — вдруг соблазняемся лживыми, но притягательными, возбуждающими страсти или веселящими ум мыслями, словами, идеями и на какое-то мгновение, на некоторое время словно отказываемся от Господа. А некоторые отказываются и на продолжительное время, а потом снова обращаются к Богу...

Что означает этот феномен веры и неверия? Он означает только одно: Бог дал нам, людям, великую силу — силу Своего образа; Он вложил в нас ту же свободу, которую имеет Сам. Он предоставляет нас самим себе, и мы в любой момент можем выбрать движение направо — к Нему или налево — в сторону от Него, ибо в святоотеческой традиции, как известно, правая сторона — это сторона доброго ангела, а левая — сторона злого ангела. Мы всегда между этими двумя полюсами. И потому мы молимся, призывая Господа, в том числе и сегодня, чтобы Он Своей благодатью, силой Своего слова воздействовал на наше сознание, помогая нам в каждый момент времени делать выбор в пользу веры, оставаясь Его верными учениками.

В последнее время наша страна, наш народ — в большинстве своем православный, — наша Церковь проходили через искушения, через следовавшие одно за другим осквернения святынь, через поношения самого имени верующего человека. И потому сегодня, в день уверения Фомы, когда мы особым образом размышляем о вере и неверии, во всех кафедральных соборах нашей Церкви совершится особое стояние — молебен за веру нашу, за Церковь нашу, за святыни наши, за Отечество наше.

569

 

 

В два часа дня здесь, около Храма Христа Спасителя, мы совершим особый молебен перед поруганными святынями, которые для нас становятся чудотворными, ибо прикосновение злой руки к святому не может разрушить святость, но опаляет страшной силой святотатца. Перед этими святынями мы будем горячо молиться о том, чтобы Господь приклонил милость к нашему народу, чтобы нынешнее время, исполненное таких тревожных знаков, стало временем подлинного и реального обращения к Господу, так, чтобы каждый мог сказать вместе с апостолом Фомой: Ты Господь мой и Бог мой (Ин. 20,28).

В 14 часов у стен Храма Христа Спасителя, у его северной части, после крестного хода мы совершим торжественный молебен — молитвенное стояние. Я призываю всех вас не расходиться по домам, и тогда все вы, собранные сегодня в этом храме в таком множестве, соединитесь с теми вашими братьями и сестрами, которые к двум часам подойдут из приходов города Москвы, — а я слышал, что и из подмосковных приходов и даже из некоторых близлежащих епархий, — с тем чтобы умножить нашу духовную силу, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А где тысячи и десятки тысяч людей молятся Богу, там поднимается к небу огромной энергетической силы поток живой молитвы. Верим, что Господь услышит эту молитву и помилует нас. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.