Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в четверг светлойседмицы в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, 24.04.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ЧЕТВЕРГ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ В СВЯТО-ТРОИЦКОЙ
СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

24.04.2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност2, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой Лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения первой седмицы я завершаю в Лавре, но как раз в эти дни был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть, — потому что посещение Лавры, как и других обителей, на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в эти святые дни первой седмицы Четыредесятницы, я сегодня с особым чувством вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой Лавры.

В четверг Светлой седмицы, как мы уже слышали в проповеди, читается отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников — Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы

1 Архиепп. Верейский Евгений, Михаловско-Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); еп. Солнечногорский Сергий. На богослужении присутствовал архиеп. (ныне митр.) Филиппопольский Нифон (представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси).

2 Архиеп. Сергиево-Посадский.

562

 

 

не знаем о всех встречах и о всех беседах, но одна из них запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова: Истинно, истинно говорю тебе; никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5).

Господь имел в виду, конечно, совершение таинства Крещения, но не только. Святой Василий Великий, размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной, жизни вечной.

Каждый на собственном опыте знает: для существования живого нужна энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает энергии извне. Земля погибнет, если потухнет солнце, которое сообщает ей энергию. Благодаря этой солнечной энергии существует все живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения также необходим источник энергии для физического существования.

Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и все творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек такой энергии не содержит. Без внешнего воздействия человек не только не мог бы жить физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела.

Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать там не сможет.

У человека есть много способов отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает: либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти.

Мы можем отказаться принимать и внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться

563

 

 

в землю, мы можем изолироваться от этого внешнего источника энергии, но в таком случае мы долго не проживем. Аналогично можно судить и о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа.

Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти делают душу такой же неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывает положение человека в деле спасения. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи или отгородиться от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа, и тогда — никакого Божественного Царства, никакой жизни души!

То, что описывает святитель Василий Великий, на греческом языке обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения — это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо закрывая ее. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного Промышления.

Сегодняшние слова Евангелия от Иоанна открывают перед нами тайну нашего спасения, которая усваивается нами и посредством святоотеческой мудрости. Для нас, людей, живущих в XXI веке, это жизненно важное свидетельство, потому что ничего подобного мы больше нигде не услышим, ни в одной школе нас этому не научат, кроме школ духовных. Нас мало кто из светских авторитетов может этому научить, — этому нас учит Слово Божие. И как важно для нас сохранять эту связь с Божественным словом, как важно питаться мудростью Божественного Откровения, ибо только через эту мудрость мы можем открыть для себя путь ко спасению.

Наученные сегодняшним евангельским чтением, мы будем шествовать по жизненному пути, стараясь открывать душу свою навстречу действию Божественной благодати, помня, что только Дух животворящий и является источником жизни вечной. Аминь.

564


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.