Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля, 4.12.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

4.12.2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание» — слова из тропаря Введения помогают нам понять смысл этого праздника. «Благоволением» в тропаре именуется пришествие в мир Спасителя, а «предображением» этого сверхисторического события явилось пришествие Богоматери в Иерусалимский храм.

Не случайно тропарь связывает пришествие в мир Господа с введением во храм Его Матери. Ведь если бы не было введения, то, наверное, не было бы связано с Девой Марией все, что касается спасения рода

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Калужский и Боровский Климент; архиеп. Песоченский и Юхновский Максимилиан; епп. Солнечногорский Сергий, Боярский Феодосий, Козельский и Людиновский Никита.

553

 

 

человеческого. Те, кто жили во времена Пресвятой Богородицы, кто видели Ее младенцем, не могли себе представить, что с Ее жизнью будет связано пришествие в мир Мессии. И только восшествие Ее по ступеням Иерусалимского храма, которое даже по физическим законам было затруднительно по причине Ее возраста, свидетельствовало окружающим о том, что в храм входит особый Ребенок.

Предание свидетельствует о том, что Божию Матерь встретил первосвященник. Это тоже очень странный поступок — первосвященник возглавлял иудейский народ, совмещая духовную и светскую власть, и не должен был встречать на ступенях храма паломников, тем более детей, приходивших поклониться ветхозаветной святыне. Но у нас нет ни малейшего сомнения в том, что так все и было, и движимый Духом первосвященник встретил Младенца, карабкавшегося по высоким каменным ступеням ветхозаветного святилища.

Но даже и это деяние первосвященника, поразившее тогда очень многих, не имело бы никакого значения, если бы восхождение Богоматери в храм не было подлинным предображением рождения в мир Спасителя. Потому что именно в храме Божием, в затворе и уединении Дева Мария, пребывая в молитве и рукоделии, приготовила Себя к высочайшей миссии: послужить делу спасения и осуществить в плоти Своей Божественный замысел о спасении падшего мира.

Этот праздник помогает нам понять значение молитвы, храма и духовной жизни. Мы не можем сравнить свои молитвенные подвиги с тем, что происходило в глубине Иерусалимского храма, когда там пребывала Дева Мария. Но ведь и мы, приходя в храм, сердцем чувствуем, что с нами происходит нечто особенное, когда благодать Божия касается нас. Мы чувствуем действие Божие, мы чувствуем силу извне, а если уходим из храма, ничего не почувствовав, то обычно стараемся понять причину, почему так произошло, почему посещение храма не тронуло нашего сердца. Тогда мы начинаем размышлять о жизни, тщательно анализируя свои поступки и мысли, и, наконец, понимаем, почему Господь отступил и сердце оказалось закрытым для принятия Божественной благодати. Подобный опыт имеет каждый верующий человек, приходящий в храм и особенно причащающийся Тела и Крови Господа и Спасителя нашего.

Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни. Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье».

554

 

 

А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм. Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий. И если мы хотим сделать нечто значительное не только для себя и своей души — а это есть спасение души и жизнь вечная, — то мы должны начать наш путь с храма.

А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, даже до конца не отдавая себе отчета в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа. Но нередко бывает так, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, — крещение — отрывается от всей дальнейшей жизни.

Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И здесь огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям в его личной, семейной жизни, а может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если в жизни человека есть предображение, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.

Царица Небесная послужила спасению всего мира, что не дано никому из нас. Но каждому не просто дается возможность, но и вменяется в обязанность потрудиться не только ради собственного спасения, но и ради спасения еще кого-то. Эту обязанность каждый должен сознавать. Если спас только себя, а других не спас, то и себя не спас. Собственное спасение идет нога в ногу со спасением других. А это требует от нас возвышенной духовной жизни и способности разделять с другими наш внутренний, духовный, опыт, делиться своей верой и, что особенно касается родителей, поддерживать крещеных детей в духовном восхождении по ступеням храма к великим свершениям в жизни.

Верим, что только в этом случае возможен подлинный прогресс человечества, то есть движение вперед и ввысь, потому что без начала, связанного с восхождением по ступеням храма, не может быть

555

 

 

и дальнейшей траектории к Богу, а если она и обретается, то чаще всего через страдания, через скорби, через болезни, через жизненные потрясения. И не дай Бог, чтобы нашим детям, крещенным в православной вере, для того, чтобы обрести смысл жизни, пришлось столкнуться с катаклизмами.

Вот такая огромная ответственность лежит на Церкви, на родителях, на педагогах, на всем народе нашем. И пусть празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы поможет нам всем понять, что без восхождения к Богу, желательно в детстве и юности, не обрести личного спасения и абсолютно невозможно помочь ближним своим. И мы молимся Царице Небесной, чтобы Она приклонила милость Свою ко всем нам и укрепила нас в вере и стремлении постоянно подниматься по ступеням, ведущим в Царствие Небесное. С праздником поздравляю вас!

556


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.