Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в Вознесенском соборе г. Ульяновска, 21.05.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ г. УЛЬЯНОВСКА

21.05.2015

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Феофан2! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства3! Уважаемый Сергей

2 Митр. Симбирский и Новоспасский (ныне Казанский и Татарстанский).

3 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Оренбургский и Саракташский Валентин (ныне на покое), Чебоксарский и Чувашский Варнава,

464

 

 

Иванович, уважаемый Алексей Владимирович, губернаторы Ульяновской и Смоленской областей1! Высокие представители местных властей2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с важным, по-настоящему историческим событием для Симбирска и для всей Симбирской земли, а в определенном смысле и для всей Руси — с освящением восстановленного кафедрального собора в честь Вознесения Господня.

Когда я освящаю храмы, я почти всегда говорю о том, что храм является памятником веры того поколения, при котором он построен или восстановлен. Ведь без веры людей храмы не строятся — они просто перестают быть нужными. До нас доходят печальнейшие сведения из Западной Европы, где храмы тысячами закрываются и продаются для светских нужд. А вот в России, на Руси Святой, про которую чего только не говорят, храмы строятся. Это значит, что у народа сильная вера. А сильная вера — это сильный дух, это сильная личность, это способность добиваться чего-то большего, чем материальные блага, это способность совершать подвиг.

Мы празднуем в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но разве люди шли отдавать жизнь ради больших денег? Разве им мерещились замки и дворцы, которые они могли бы получить в случае победы? Никто об этом не думал. Вставали в атаку и шли навстречу морю огня, отдавая свои жизни, потому что были внутренне сильными. Сила духа — это залог победы и в военное, и в мирное время. И то, что сегодня строятся храмы, есть великий знак того, что вера укрепляется в нашем народе.

Сегодня праздник Вознесения, который прямо связан с только что затронутой темой. В первой главе книги Деяний апостольских,

Уфимский и Стерлитамакский Никон, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Саранский и Мордовский Зиновий; архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; епп. Солнечногорский Сергий, Барышский и Инзенский Филарет, Смоленский и Рославльский Исидор (ныне митр.), Мелекесский и Чердаклинский Диодор, Вяземский и Гагаринский Сергий.

1 Морозов С. И., губернатор Ульяновской обл.; Островский А. В., губернатор Смоленской обл.

2 Бакаев А. А., председатель Законодательного собрания Ульяновской обл.; Ляхов И. В., председатель Смоленской областной думы; Беспалова М. П., глава г. Ульяновска.

465

 

 

написанной апостолом и евангелистом Лукой, о событии Вознесения повествуется более детально (Деян. 1,1-12), чем это находим в Евангелиях, в том числе и у самого Луки. По его словам, после того как Господа покрыло облако и Он стал невидим, апостолам предстали некие мужи, которые несколько иронично сказали: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? (Как же они могли не смотреть, если их Учитель только что поднялся и исчез там, в этой небесной бездне?) Но те спрашивают: Что вы... смотрите на небо? Тот же Иисус, Который вознесся от вас... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1,11). А в Евангелии апостола Луки говорится далее, что ученики после вознесения возвратились в Иерусалим с великой радостью и постоянно пребывали в храме, прославляя... Бога (Лк. 24, 52-53).

Что же это означает? А это означает, что слова Ангелов — а именно они явились апостолам на Елеонской горе после Вознесения Спасителя — были великим свидетельством того, что евангельская история не окончилась, что она продолжается. Вознесение — не последняя точка в евангельской истории, хотя и последняя в повествовании о земной жизни Спасителя. Эта история продолжается.

Для того чтобы понять, чем же явилось для нас пришествие в мир Спасителя, что по-настоящему означают крестные страдания и Пасха, мы должны связать воедино события земной жизни Спасителя с новым периодом евангельской истории, который наступил после Вознесения и завершится во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вот тогда и будет поставлена точка.

А если бы было не так, если бы только евангельским повествованием заканчивалась новозаветная история, то очень многое для людей осталось бы непонятным. Но ведь и сегодня у людей остаются вопросы, которые порой мешают им поверить в спасительную миссию Господа: если Пасха есть победа над диаволом, то почему же зло присутствует в мире? И если Господь — Победитель смерти, то почему же мы умираем?

Понять непреходящее значение Пасхи как победы над злом, над диаволом, над смертью можно только в перспективе окончания евангельской истории. История спасения не завершилась, и апостолы на 50-й день после Воскресения Христова обрели дар Святого Духа. А ведь это тоже важнейшая часть истории нашего спасения! И что только в этой истории не происходило! Какие явления силы человеческого

466

 

 

духа! Какая победа добра над злом! Сколько и радостных, и трагических событий!

Но что самое важное, мы не читатели этой истории, мы не перелистываем ее страницы, мы — участники этой истории. История спасения — это, говоря современным языком, интерактивная история, в которой каждый находится в диалоге с Богом, со Христом. Это вместе с Ним мы совершаем историю спасения. Это наша жизнь, это наша борьба со злом, это наше утверждение правды. Это и есть исповедание христианской веры, это и есть соучастие в таинстве Святой Пасхи, это и есть участие в жизни Церкви.

Для каждого из нас тот фрагмент истории спасения, в котором мы — участники, завершится в момент нашей физической смерти. Смерть каждого — это завершение нашей земной истории; и мы не знаем, в какой мере после смерти мы можем участвовать в космической борьбе добра со злом. От нас сокрыто, в каком диалоге с Богом мы сможем быть, мы лишь знаем, что праведники будут в общении с Господом, но для нас совершенно очевидны наши задачи на тот промежуток исторического времени, когда мы становимся соучастниками истории спасения.

Вознесение — это праздник, переносящий наш взор с сиюминутного в вечное. У события Вознесения — величайшее эсхатологическое измерение. Через него прозревается будущее, сокрытое для нас во мраке, и праздник Вознесения должен обострить понимание каждым из нас того, что, пока мы в теле, пока мы здесь, на земле, мы вместе со Христом участвуем в Его борьбе со злом. Мы участвуем в таинстве спасения самих себя и всего человеческого рода.

Что же может сравниться с этой стратегической задачей? Никакая другая цель и никакая другая задача. А это значит, что жизнь человека по вере, с которой мы начали сегодняшнюю беседу, по той самой вере, которая является движущей силой строительства храмов и обновления жизни нашего народа, помогает человеку достигать самых возвышенных и подлинных целей и, спасая свою душу для вечности, преображать земную жизнь. И да поможет нам Господь именно так жить, трудиться, бороться, любить, преодолевать скорби, созидать и творить, не теряя присутствия духа, и помнить: все, что мы делаем в отведенный для нас период истории спасения, имеет значение не только лично для нас и не только для нашей жизни, но и для вечности! Аминь.

467


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.