Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 8.04.2012

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

8.04.2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим — Вербным воскресеньем! Этот праздник связан с неким торжественным событием, но по сути своей — с трагическими обстоятельствами. Он помогает нам очень многое понять. Понять, в чем состоит миссия Бога в мире, которую осуществляет Церковь, и к чему устремляются мысли людей, в чем большинство людей видят спасение. Между этими двумя сторонами одного события есть нечто, что вызывает недоумение — в первую очередь у тех, кто не способен проникнуть в смысл и силу слов Божиих.

Что же произошло тогда недалеко от Иерусалима? Народ торжественно встречал Спасителя, идущего в качестве паломника в Иерусалим, зная Его силу, ведь Он воскресил из мертвых Лазаря. Кто же еще

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий; епп. Дмитровский Феофилакт, Кемеровский и Новокузнецкий (ныне митр. Кемеровский и Прокопьевский) Аристарх, Солнечногорский Сергий.

440

 

 

может осуществить все желания и чаяния людей? Если главное чаяние израильского народа — это освобождение от римлян, то кто еще может дать долгожданную свободу? Кто может благополучно устроить общественные отношения? Кто может стать справедливым, мудрым, сильным, непобедимым царем, если не Тот, Кто силой Своей воскресил умершего? И потому народ в восторге встречает Спасителя и кричит: «Осанна Сыну Давидову! Да здравствует Сын Давидов!» И нет другого лидера, на которого были бы обращены взоры, никто не связывает никаких надежд ни с кем, кроме Того, Кто силой Своей победил смерть...

В этом и заключается трагизм евангельского события, положенного в основу сегодняшнего празднования. Господь никак не откликается на эти приветствия — видимо, глубокой скорбью было охвачено Его сердце. Он не мог не видеть, что миссия Его не понята, слова Его не приняты и даже чудо воскрешения Лазаря не привело к тому, к чему должно было бы привести, ибо Христос не принимал на себя никаких обязательств по освобождению от римской оккупации и не давал никаких рекомендаций по устроению общественной жизни. Его слово было обращено в совсем иную сторону, в иную плоскость. Это слово несло в себе величайшее по своему значению для всех народов, для всех стран и для всех поколений свидетельство о Божией правде, растворенной в реальных заповедях, первая из которых: возлюби Господа Бога твоего (Мф. 22, 37), и вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Чтобы эти заповеди отобразились в умах, в сердцах, в жизни людей, Господь проповедовал, творил чудеса, в том числе воскресил Лазаря.

Но все будто бы оказалось ненужным. Люди отвергли самое главное, с чем пришел Спаситель. Вот почему так быстро они отвернулись от Него, увидев, что Он вошел в Иерусалим не как победитель, что Он никакой силой — ни внешней, ни внутренней — не отражает нападки тех, кто решил взять Его под стражу, а затем мучить и распять. Спаситель оказался им не нужен. Несмотря на слова, сила которых поражает на протяжении двух тысяч лет людей мыслящих, несмотря на обилие чудес, несмотря на воскрешение Лазаря, все было словно забыто, потому что все это не было связано с мечтами и надеждами тогдашних израильтян.

Что же произошло за эти две тысячи лет? Где та мощная Римская империя, что наводила страх на всю вселенную и на израильский

441

 

 

народ, так болезненно переживавший оккупацию? Где та оккупация? Где те крепости? Где то оружие? Где те конницы? Где те легионы? Где те императоры? Даже могил почти не осталось, и праха уже нет, все развеяно, будто бы вся эта человеческая мощь была неким миражом. Но ведь этот мираж управлял человеческим сознанием, он формировал ценности, и он привел к тому, что люди, разочарованные в Спасителе как в реальном вожде израильского народа, отвернулись от Него, предали и глумились, когда Его пречистое тело пригвождалось к кресту.

Все, что произошло тогда, при входе Господнем в Иерусалим, постоянно повторяется в истории. От Бога, от Церкви требуют не того, что Церковь во имя Божие призвана провозглашать. Требуют другого — занять ту или иную политическую позицию, возглавить то или иное движение, ту или иную политическую партию, которая уж непременно поможет людям понять, что нужно делать, чтобы стать счастливыми. А в каком смысле счастливыми? Да в том простом смысле, чтобы больше есть, больше пить, больше веселиться, больше раскрепощать свои инстинктивные, страстные начала и этим наслаждаться. Если же Церковь отказывается от такого водительства, то некоторые с недоумением пожимают плечами, а некоторые отворачиваются, называя Церковь устаревшей, ненужной этому современному продвинутому миру, который устремляется к неким новым высотам человеческой цивилизации, даже не представляя, что эти новые достижения человеческого разума принесут.

Церковь никогда не свернет с того пути, с той небольшой тропинки, по которой на убогом осле входил в Иерусалим Ее основатель, Сын Божий и Сын Человеческий, с полным сознанием всего драматизма происходивших вокруг Него событий. И Христос дошел до креста, не изменив Своей миссии, Своему призванию провозглашать Божию правду и открывать людям дверь ко спасению. То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, ни на какие угрозы, ни на какую ложь, ни на какую клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь — не ту тропу, по которой восходил в Иерусалим Христос Спаситель, а некий комфортабельный путь в неведомое будущее, который ведет в никуда, потому что подлинные цели и ценности человеческого бытия определены Богом и никому не дано их изменить.

Поэтому мы празднуем великий праздник Входа Господня в Иерусалим, солидаризируясь не с теми, кто кричал: «Осанна!», но со святыми

442

 

 

апостолами, которые шли в молчании, окружая Спасителя, принимая всем сердцем, всем разумом, всей силой своей то, что совершил Христос ради спасения мира. И наша солидарность с теми, а не с другими сегодня должна преломляться в конкретных делах, в словах и поступках, подобающих христианам, в следовании тому пути, по которому должна идти и милостью Божию идет Церковь Христова. Будем молиться о том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах крики «Осанна!» не вскружили голову нам, наследникам святых апостолов, чтобы мы никогда не свернули с той тропы на другую, широкую и комфортную дорогу жизни, чтобы мы сохраняли в своих сердцах величайшие ценности, переданные нам Самим Богом, в центре которых — любовь к Нему и любовь к человеку. Верим, что только сила любви, одухотворяемой Божественной благодатью, и способна изменить этот мир. Даже если кто-то сомневается, что этот мир способен изменяться к лучшему, то пусть не сходит с пути верности Христу, провозглашая Его правду даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8).

Пусть сегодняшний день откроет перед нами ту захватывающую дух перспективу, которая не ограничивается пределами человеческой жизни и борьбой, которую постоянно ведет в земном бытии человек. Пусть наш взор устремляется в вечность — туда, где, на кресте победив диавола, в славе Отца Своего торжествует Тот, Кто смиренно входил, не понятый людьми, в Иерусалим. Верим, что, устремляясь ко Христу, во славе пребывающему, мы способны изменять свою жизнь и жизнь окружающего нас мира. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.