Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения в канун субботы первой седмицы Великого поста в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре, 27.02.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В КАНУН СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В НОВОСПАССКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

27.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Та внутренняя работа, которую каждый христианин должен осуществить в течение Великого поста, предполагает рассмотрение своих

384

 

 

недостатков, грехов и слабостей. А потому, выявляя некий грех, нужно знать, как его следует преодолевать. И ничего не нужно выдумывать, потому что в двухтысячелетней истории Церкви накоплен огромный опыт мудрости, вдохновленной Божественным словом.

Этой мудростью питались святые отцы, подвижники благочестия, множество монашествующих. И запечатлена эта мудрость в том числе и в их писаниях, а потому чтение святоотеческих текстов весьма полезно и тогда, когда мы особым образом сосредоточиваем свое внимание на внутренней жизни.

Чтение этих текстов приводит к мысли о том, что в основе любого греха лежит особое состояние человека, человеческого духа, именуемое гордостью. Преподобный Кассиан Римлянин в согласии со всеми другими отцами, которые говорили на эту тему, утверждает, что гордость есть причина грехопадения и начало всех болезней. А если гордость — причина грехопадения, то, значит, в гордости, как ни в каком другом грехе, обнаруживается сама природа греха.

Грехопадение было совершено в небесном невидимом мире. И ангел света денница стал Люцифером, сатаной, противником Бога. Произошло это грехопадение именно потому, что ангел возжелал стать на место Бога. В основе этого стремления — такое понимание собственной сути, которое не терпит рядом иного, более значительного присутствия. И как только возжелал ангел стать на место Бога, он превратился в Его противника, диавола, сатану. И мы знаем, что грех из того сверхчувственного невидимого мира через первых людей вошел в человеческую историю и стал частью человеческой природы.

Что можно сказать о человеческой гордости? Что означает это чувство? Да то же самое, что оно означало и тогда, на заре бытия мира. Когда человек в центр жизни поставляет самого себя, когда он вытесняет из своей жизни Бога, замещая Его собственной личностью, тогда он обнаруживает тот же самый грех, который привел ангела к падению. Это означает, что человек подвержен гордыне, которая становится основной движущей силой его мыслей и его поступков.

Гордый человек часто бывает сильным, талантливым. Иногда гордость способствует достижению человеком внешнего успеха, продвижению по службе, обретению власти над другими людьми. Постепенно у такого человека складывается впечатление о своей некой особой роли, об исключительности своих талантов и возможностей. И если этому

385

 

 

чувству не поставить предела, то оно начинает гипертрофироваться, действительно вытесняя всех остальных из внутренней жизни человека, в которой все больше места занимает разрастающееся «я». И когда это человеческое «я» вытесняет даже Бога, тогда и происходит страшное грехопадение, повторение греха, совершенного денницей.

Святые отцы обращали особое внимание на воспитание тех людей, которые приходили к ним с просьбой о духовном совете или поступали в обитель в качестве послушников, отдавая себя в послушание опытным старцам. И эти учителя благочестия, находя в таких людях даже ростки гордости, особое внимание уделяли тому, чтобы искоренить эти начатки в человеке.

Иоанн Лествичник, размышляя о способах и средствах преодоления гордости, говорит о том, что гордый человек должен поставлять себя под послушание. А это очень трудно тому, кто, может быть, не сознательно, но чувственно считает себя центром бытия, кто не терпит рядом никого другого, кто придает особое значение своей личности. Как такой человек может поставить себя под послушание? Ведь это значит сломать самого себя, радикально изменить свое умонастроение. Вот почему очень часто гордый человек, даже, может быть, сам не отдающий себе отчета в этой гордости, не может находиться под послушанием. И в монастырях, как в древности, так и сейчас, это всегда является сигналом для игумена или духовника, сигналом тревожным, требующим особого, бдительного отношения к такому человеку, который, несомненно, нуждается в помощи, потому что, опираясь на собственные силы, он не будет способен преодолеть притяжение этого страшного греха.

Но и у людей, живущих в миру, есть причина, по которой следует всячески преодолевать в себе этот грех, — потому что среди гордых людей нет счастливых, ведь счастье обретается в общении с другими людьми, а гордый человек не расположен к такому общению. Он может общаться, что называется, дипломатически, исходя опять-таки из соображений пользы. Но ведь подлинное общение людей предполагает открытость и честность, а это означает, что в любой момент гордец может быть ущемлен прямым и честным словом. И как же ему пережить это ущемление?

Хорошо известно, как тяжело в трудовых коллективах иметь дело с такими гордыми людьми. К ним может быть проявлено чувство

386

 

 

уважения из-за занимаемого ими положения или знаний и опыта, но такие люди никогда не вызывают любви. А тяжелее всего бывает в семье, потому что гордый человек не способен на подлинно семейные отношения, где все равны и каждый может сказать другому то, что он о нем думает. Но ведь для гордого человека это смерти подобно, и потому нередко возникают семейные конфликты, — вроде бы от обиды, а на самом деле не от обиды, а от гордости.

И может быть, самое тяжелое для гордого человека то, что у него мало надежды на помощь Божию. Как падший ангел отошел от Бога на огромное расстояние и стал Его противоположностью, так и гордый человек отделяется от Бога, потому что гордость противоположна святости и свету. И, находясь в отдалении от Бога, он не имеет возможности питаться Божественной благодатью. Почему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5). Не в том смысле, что Бог борется с гордым человеком, но Бог предоставляет этого человека самому себе, а тот уже, подчиняясь логике развития греха, отдаляется от Бога, а значит, теряет возможность питаться токами Божественной благодати. Вот почему гордому очень тяжело спастись.

Если мы в сердце своем чувствуем присутствие этого греха, то должны обратить на него особое внимание и, конечно, просить Господа о прощении, потому что, укореняясь в гордости, мы вытесняем Его из своей жизни...

Лучше всего испытать гордость послушанием, уступить в споре, промолчать, когда тебя обижают, поставить себя под послушание своим близким, родным или — более искренне и ответственно — под послушание начальствующему и проанализировать, что происходит в сердце. Если сердце приходит в смятение, чувства — в беспокойство, рассудок помутняется, то тогда нужно усиливать борьбу с гордостью, чтобы вовремя приостановить распространение этого греха.

Господь Своим личным примером, через воплощение, Своей жизнью в смирении и кротости явил нам противоположную гордости добродетель и, говоря о блаженствах, об идеале, обозначил первую заповедь, всем хорошо известную: блаженны нищие духом, — не те, кто горд и силен этой гордостью, а те, кто победил в себе гордость, — их есть Царствие Небесное (Мф. 5,3).

Да поможет каждому из нас Господь в дни Святой Четыредесятницы, наблюдая за своей внутренней жизнью, особое внимание уделить

387

 

 

такому опасному греху, как гордость, отлучающему нас от Бога и помрачающему наши отношения с ближними! Храни вас всех Господь!


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.