Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове, 26.02.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ПОКРОВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ

МОНАСТЫРЕ В ХОТЬКОВЕ

26.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Однако жизнь сегодня настолько рассредоточивает внимание человека, что для того, чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, требуется особое время духовного сосредоточения, когда внутренним взором мы можем увидеть свою подлинную сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам свои замечательные творения, сосредоточивают внимание на борьбе с грехом.

381

 

 

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом.

Почему Преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день, для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить себе, как может человек, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел... Вот почему преподобный Исаак Сирин и поставил на первое место добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

К сожалению, начиная постное поприще, мы меньше всего думаем о добрых делах. Многие считают, что пост ограничивается только воздержанием от скоромной пищи, но это совсем не так. И не случайно (еще раз хотелось бы подчеркнуть!) Исаак Сирин на первое место ставит совершение добрых дел, а затем уже бдение, молитву.

У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». А завершает свою мысль преподобный Никодим такими словами: молитвой мы привлекаем помощь Божию.

Каждый верующий человек молится. Но нам трудно «измерить» свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает она или не достигает Божиего престола. Однако в какие-то отдельные

382

 

 

моменты жизни (и это, наверное, переживает большинство верующих людей) происходит нечто необычное и становится ясно, что молитва стала отличаться от той, что была ранее. Какие-то особые силы появляются. И в этой молитве не столько умные слова (кстати, наши умные слова Богу не нужны), сколько голос сердца, в котором звучат иногда и скорбь, и радость. Вот эта сердечная молитва, которая проистекает из сердца человека и которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? Тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне. Какие же слова он произносил? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит, его молитва была молитвой не слов, а сердца — особым состоянием, испытывая которое человек одновременно сознаёт, что Бог рядом с ним, и слышит его, и отвечает на молитву.

Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что великопостные службы слишком длинны, слишком утомительны, что слишком много всего читается, поется, убеждать себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает, и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, однако сам факт молитвенного делания, предстояния Господу имеет огромное духовное значение.

Можно простоять долгую службу и лишь в какое-то мгновение почувствовать, что молитва состоялась. А можно простоять всю службу и не почувствовать ничего. Но не следует огорчаться. Преподобный Никодим не случайно говорит: утруждайте себя. Молитвенное правило имеет огромное духовное значение даже тогда, когда мы в полной мере этого не осознаём, потому что молитва превращается в нашу жертву Богу. Наше стояние, ограничение себя, преодоление усталости, концентрация мысли — все это та самая благоуханная жертва, которая Богу угодна более, чем всесожжения (Пс. 50,18), что приносили древние на своих алтарях.

И наконец, пост. Можно много рассуждать о вере, о духовной брани, о молитве Иисусовой. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые любят порассуждать на эти темы. Но общение с ними убеждало,

383

 

 

что в душах этих людей ничего особенного не происходит и вряд ли они по-настоящему молятся, вряд ли живут теми мыслями, которые с удовольствием излагают вслух. Потому что мало слов, мало считать себя человеком верующим, нужно доказать это и принести Господу жертву. И таким доказательством нашей верности Богу является пост. Требуются маленькие усилия: не вкушать скоромной пищи, не пить крепких напитков, ограничить себя в веселии, изменить свой образ жизни. Но как часто люди оказываются неспособны на этот маленький подвиг. А он нужен, потому что пост — это не слова, пост — это дело. По делам их узнаете (Мф. 7,20). И если мы приносим Господу свое дело — такое небольшое, такое скромное, в виде самоограничения в соответствии с требованиями церковного Устава о посте, — то мы реально свидетельствуем по крайней мере о нашей готовности принять Его милость, о нашем стремлении получить от Него прощение грехов, о нашей надежде быть с Ним в Царствии Божием.

Труд, бдение и пост вместе образуют замечательную систему духовного упражнения, духовной работы, направленной на то, чтобы и мы — дети сего века, настолько занятые, настолько уставшие, настолько обремененные заботами, — могли найти для себя возможность сделать то, к чему призывает нас великая мудрость духовно одаренных людей, на опыте своем познавших, что такое духовный подвиг и насколько этот подвиг способен изменить жизнь человека. Дай Бог нам последовать этой мудрости и на своем опыте действительно ощутить и осознать, сколь милостив Господь, отвечающий на наши скромные и немощные усилия.

Всех вас сердечно поздравляю с завершением четверга первой седмицы Великого поста!


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.