Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном мужском монастыре, 24.02.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ ВО
ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ДОНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ
МОНАСТЫРЕ

24.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Существуют три очень важных способа и средства изменения внутреннего состояния человека. Это самопознание, самоконтроль и самовоспитание. Каждое из этих понятий включает в себя слово «само».

365

 

 

И вся трудность использования этих средств связана именно с этим личностным моментом каждого человека.

Святитель Василий Великий говорит об этом так: «Труднее всего знать и врачевать себя по причине свойственного людям самолюбия». У слова «самолюбие» та же первая составная часть «само». Человеку очень трудно разобраться в самом себе, потому что его взгляд вовнутрь всегда заинтересованный, он искажает реальность.

Это похоже на то, как если бы врач использовал негодные аппараты, чтобы увидеть внутреннее состояние человеческого организма. Испорченные аппараты не показывают самого главного и не дают возможности диагностировать состояние человеческого организма. Нечто подобное происходит всякий раз, когда мы пытаемся разобраться сами в себе: мы смотрим на себя через некое мутное стекло. С другой стороны, без самопознания, самоконтроля и самовоспитания никакого роста не может произойти.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, говорит о том, что человеку не дано свое безобразное тело сделать прекрасным, но он может душу свою, дошедшую до крайнего безобразия, поднять на самый верх красоты. Следует добавить более того: кроме самого человека, эту душу, дошедшую до крайности безобразия, никто другой поднять не может. Нет такого врача и нет такого средства. Только сам человек своими усилиями может произвести в себе такую глубокую перемену.

Понимая всю сложность стоящей перед человеком задачи, тот же святитель Иоанн Златоуст учит о том, что работать в этом направлении нужно постепенно и словно восходить по ступеням. Правда, он предлагает очень суровые временные границы для преодоления недостатков и говорит, что за один месяц нужно и можно справиться с одним грехом и с одним недостатком, а в следующем месяце переходить к другому греху и к другому недостатку. Может быть, это возможно для людей особой духовной силы, но мы знаем, что иногда целая жизнь уходит на то, чтобы преодолеть хотя бы один недостаток.

А что же означает победа человека над самим собой? Преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» говорит о том, что большей похвалы никто не может стяжать — ни полководец, взявший крепость или разбивший полчища врагов, ни даже тот, кто творит чудеса и воскрешает мертвых, — как тот, кто самого себя выводит из греховной бездны.

366

 

 

Эти святоотеческие размышления помогают нам понять, какая огромная и жизненно важная задача стоит перед нами и как трудно ее осуществить. Многие из отцов дают замечательные советы о том, как следует взять под контроль свою самость, чтобы она не мешала, по крайней мере, разбираться с самим собой, тем более чтобы она не мешала предпринимать усилия по врачеванию внутренних болезней.

Симеон Новый Богослов, византийский отец Церкви, также размышляя на эту тему, говорит о том, что мы должны поставлять себя в ситуацию, которая может помочь нам понять, что с нами происходит. И он предлагает с особым вниманием относиться к тому, что происходит внутри нас, когда нас обижают, когда на нас клевещут, когда злословят и несправедливо судят о нас. Того, что в этот момент происходит в нашей душе, невозможно не увидеть, невозможно скрыть или приукрасить, какими бы мутными ни были те самые очки, через которые мы смотрим внутрь себя, — потому что на такого рода раздражители мы чаще всего реагируем всеми своими внутренними силами. Эту реакцию мы и должны замерять и по ней судить о состоянии своей души, ставить диагноз и определять степень нашей болезни.

Но, наверное, никаких собственных сил человеку никогда не хватило бы, чтобы одержать победу над самим собой. Ведь ради этой победы пришел в мир Господь, Он стал одним из нас, Он Себя соединил с каждым из нас через единую человеческую природу. А тем, кто стал Его учениками, кто пошел за Ним, кто стал членом Его Церкви, Он дает особые силы — Свою благодать, способную споспешествовать нам в нашей нелегкой брани с самими собой.

Однако никто не может надеяться на автоматическое действие Божественной благодати. Иногда, бывает, заходит человек в храм и спрашивает: «Где тут свечку надо поставить? У меня то-то и то-то произошло». Ставит свечку и даже не всегда сопровождает это действие молитвой, полагая, что свечки достаточно и Бог автоматически должен ему помочь, войти в его жизнь. Так не бывает. Господь помогает нам и входит в нашу жизнь, когда мы идем к Нему навстречу. А это движение навстречу Богу и есть та самая внутренняя борьба с собой, о которой так замечательно учат нас святые отцы и подвижники Православной Церкви.

Внимая их гласу и их мудрости, постараемся в дни Святой Четыредесятницы сделать все, что мы можем сделать, чтобы изменить свою

367

 

 

жизнь к лучшему, чтобы очистить свою душу от грехов, пристрастий и тех самых недостатков, которые, как гири, отягощают ее и мешают приблизиться ко Господу. Время Святой Четыредесятницы — время поста, молитвы, размышлений, а самое главное — время работы над самими собой. И да поможет нам в этих трудах Сам Господь!


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.