Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании уставного богослужения во вторник первой седмицы Великого поста в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре, 4.03.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УСТАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
ВО ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В НОВОСПАССКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ
МОНАСТЫРЕ

4.03.2014

 

Ваше Преосвященство, владыка Савва1! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую во вторник первой седмицы Великого поста! Благодарю Вас, владыка, за добрые слова и за подарок. Облачаясь в сие священное облачение и совершая Литургию Преждеосвященных Даров в течение Четыредесятницы, буду вспоминать пребывание в Новоспасском монастыре, Ваши добрые слова, нашу сегодняшнюю совместную молитву с братией и Ваш замечательный дар.

Пост — это время, когда человеку предоставляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. И одним из средств воздействия на душу человека, на его чувства, на его волю является ограничение в пище. Для некоторых людей, не знакомых с церковной жизнью, пост, собственно говоря, и заключается в переходе на другую пищу. Конечно, постное питание — это лишь один из компонентов того образа жизни, которого мы должны придерживаться во время Великого поста, но это — важный компонент.

Мне приходилось беседовать с людьми, далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко

1 Еп. Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря.

312

 

 

начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное — зла не делать». Это правильные слова, но, к сожалению, на практике так не получается. Люди, которые не готовы ограничить себя в малом — в питании, не способны сделать и что-то иное — большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отсекается от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может — сил не хватает, воли не хватает.

Вот и возникает вопрос: почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь, действительно, пища — это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? Святые отцы, учители Церкви свидетельствуют: да, имеет.

В древности многие делали ошибку, считая, что тело и душа — это совершенно разные субстанции, рассматривая тело как некий сосуд, внутри которого автономно существует душа. Некоторые даже впадали в ересь: так, в III веке возникло еретическое движение, именуемое манихейством, угрожавшее Церкви. Сторонники манихейства отрицали всякую ценность физической природы, считая, что все физическое бытие, включая человеческое тело, находится во власти диавола, а потому все это — зло и с ним надо бороться.

На фоне подобного извращенного понимания христианства происходили страшные явления. Например, из истории известен случай, касающийся одного еретика — александрийского гностика по имени Епифан. Будучи одержим неправильным представлением о физической природе, он с юности решил уничтожать свое собственное тело, для чего избрал страшный способ: он вел развратный образ жизни и рано погиб. У этого Епифана были и последователи, которые считали, что тело человека есть зло, что нужно освободить душу, которая пребывает автономно внутри сосуда-тела, потому что только душа имеет ценность, а тело никакой ценности не имеет.

Когда читаешь поучения святых отцов на темы, связанные с человеческим телом, поражаешься их мудрости. Святые отцы понимали, что тело само по себе не является ценностью, потому что ограничено сроком человеческой жизни, да и в процессе жизни тело страдает от болезней, иногда тяжелейших. Поэтому физическая субстанция, именуемая телом, не может быть самоценной, — ценность тела в чем-то ином. А поскольку абсолютной ценностью бытия является Бог, то только

313

 

 

в этой Божественной перспективе и можно оценивать подлинное значение человеческого тела.

Святые отцы так и поступали. Собственно говоря, слова о важном значении тела содержатся уже в писаниях апостолов. Святой Павел учит нас, что мы — храмы живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6,19). Перефразируя эти слова апостола Павла, преподобный Ефрем Сирин замечательно говорит: «Ты, христианин, имеешь тело, которое есть храм Святого Духа, потому радей об этом храме».

Наша забота о теле проистекает именно из того, что тело существенно для дела нашего спасения. Почему? Потому что душа не существует автономно от тела, а тело — от души. Сейчас, исходя уже из научных знаний, мы можем свидетельствовать о том, что процессы, происходящие в теле, в мозге, в нервной системе (и не только в них!), влияют на состояние души. В каком-то смысле свойства души являются следствием процессов, идущих в теле.

Некоторые люди на этом основании делают простой вывод: «Никакой души не существует, а существует только тело с его биохимическими процессами, и можно, воздействуя на те или иные центры в мозге человека, возбудить гнев или радость, вызвать удовлетворение или, наоборот, разочарование». Но это — очередной соблазн, который мешает людям приблизиться к пониманию тайны Божественного творения.

Господь не пожелал, чтобы душа и тело были автономны во время земного бытия, — они тесно связаны друг с другом, и одно влияет на другое. Но душа не может существовать самостоятельно в условиях земного, физического бытия. Мы знаем, что она переходит в иной мир, когда тело умирает. Значит, для того чтобы душа существовала в этом мире, она должна быть связана с телом.

Иногда люди неверующие спрашивают: «А как же можно доказать, что душа существует?» Никаких прямых доказательств нет, но есть замечательные аналогии. Мы знаем, что Вселенная огромна и Земля находится на расстоянии в миллионы световых лет от звезд (то есть свет идет до Земли огромное количество времени!), и неизвестно, существует в данный момент тот небосвод, который мы наблюдаем, или его уже нет. Мы видим только свет звезд и знаем, что нередко звезды умирают, а их свет достигает Земли много времени спустя. Таким образом, возможно, мы видим звезду, которой уже нет, которой не существует. Эта аналогия помогает нам понять, что смерть человеческого тела

314

 

 

не означает исчезновения той внутренней духовной энергии, которая копилась в этом теле, формировалась в определенный образ, в разумную силу, именуемую душой. Когда прекращается существование тела, то душа остается живой, как жива та энергия, которая исходит от погасших звезд, — именно энергия, то есть сила (это не просто образ, а живая реальность!). Вот так и душа человеческая.

Но в течение жизни, когда тело и душа взаимосвязаны, взаимообусловлены, забота о теле имеет большое значение. Если пренебрегать телом, можно подвергнуть его риску заболеть, в частности ослабить умственные и духовные способности. И потому нигде и никогда святые отцы не призывали к тому, чтобы человек убивал свое тело или расточал свое здоровье. Но вместе с тем все святоотеческие писания, касающиеся человеческого тела, содержат в себе мысль, которую так ясно выразил святитель Иоанн Златоуст: «Чрезмерная забота о теле лишает человека возможности заботиться о душе».

Сегодня нет еретиков, которые «во имя высших духовных целей» ослабляли бы здоровье своего организма или даже уничтожали его. Сегодня существует другой соблазн: удовлетворять потребности тела безудержно, без всяких ограничений: «Ешь, пей, веселись!» Забота о теле, — если судить по количеству времени, по тому вниманию, по тому напряжению сил, которое ей уделяют даже верующие люди, — несоизмерима с заботой о душе. Мы действительно много внимания уделяем своему телу: кормим, поим, одеваем, обуваем, защищаем от внешних неблагоприятных влияний (и ведь сколько на это уходит времени!), в то время как забота о душе остается словно в тени. А Великий пост с его ограничениями, в том числе и в питании, с его требованиями к сосредоточению духовному, к особой молитве и вводит человека в атмосферу, которая помогает поставить заботу о душе — хотя бы на короткое время — в центр нашей жизни.

Многое из того, что делает человек, зависит от его знаний и от его навыков: благодаря им он может производить ту или иную работу, занимать ту или иную должность, достигать тех или иных результатов. Так же и в духовной жизни нужны знания и нужен навык. Знания сообщают нам Слово Божие, святоотеческие писания, дивные молитвословия, которые мы слышим во время богослужений, а навык вырабатывается тогда, когда мы особое внимание уделяем вопросам духовной

315

 

 

жизни. Именно в этом смысле пост является особым временем, которое может иметь непреходящее значение для жизни человека.

Вот почему следует не расточать время в дни Великого поста, но постараться, чтобы, по крайней мере сейчас, забота о душе была не менее значительной, чем забота о теле. И да поможет нам Господь в этом непростом делании! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.