Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье, в Успенском соборе Московского Кремля, 2.03.2014

2014 год

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ,
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

2.03.2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, матушки, братья и сестры!

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Истринский Арсений; епп. Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий.

298

 

 

Хотел бы сердечно приветствовать всех с особым для града Москвы праздником — днем памяти святителя Ермогена, патриарха Московского и всея России.

Два года назад мы отмечали 400-летие со дня его мученической кончины. В прошлом году мы имели возможность осуществить надежду огромного числа москвичей на установление памятника святителю как выдающемуся духовному лидеру страны, как выдающемуся государственному деятелю, позиция которого оказалась решающей, чтобы предотвратить полное порабощение Руси иноземными силами, сохранить ее независимость, сохранить Церковь, сохранить веру православную. С какой радостью билось сердце, когда мы освящали памятник, который из-за злой человеческой воли не мог быть воздвигнут в течение 100 лет! И как хотели те, кто более 100 лет назад поставили вопрос об установке памятника у Кремлевской стены, так все теперь и свершилось!

Память о святителе Ермогене занимает особое место в нашей церковной истории, в нашей агиографии, в нашем календаре святых. В образе этого человека соединились верность Богу, верность Церкви и верность своему народу, а потому святитель Ермоген является примером для всех нас — примером, вдохновляющим на жертвенное служение Церкви и народу.

Сегодня память святителя Ермогена совпала с другим важным днем в церковном календаре — с Прощеным воскресеньем. Этот день посвящается воспоминанию изгнания Адама из рая, которое Церковь не случайно предлагает накануне Великого поста.

Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом. Не полное отлучение человека от Бога, не предоставление человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешение человека от непосредственных отношений с Богом, в результате чего первые люди не смогли более вкушать от древа жизни. Никто не знает, что такое древо жизни (Быт. 2, 9). Может быть, это действительно физическое древо, а может, особый образ, аллегория, означающая непосредственную связь человека с Богом, благодаря которой он получал токи бессмертия. Мы не знаем точно, но воспринимаем человеческим разумом все то, о чем повествует Слово Божие, и потому свидетельствуем, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. А произошло так потому, что человек захотел вкусить

299

 

 

от другого древа — древа познания добра и зла. Бог запретил это делать, но по внушению, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить от этого плода, чтобы познать добро и зло и быть — как внушил ему диавол — как Бог (Быт. 2,16-17; 3,1-5).

Нарушив заповедь, первые люди были отлучены от Бога, от древа жизни. Где же они оказались? Наверное, там же, где и были, в том же месте, но в иной реальности, — они оказались в мире, где существуют и добро, и зло. Они хотели уразуметь тайну добра и зла простым магическим способом: вкусить от древа и сразу все познать, стать как Бог.

Бог ответил на их желание познать добро и зло, — но не магически, не одномоментно, не через вкушение чего-либо, но предоставив возможность жить в мире, где добро и зло сосуществуют рядом. И очень скоро человек запутался в этих понятиях. Грех стал застилать зрение первых людей. Стали появляться одно беззаконие за другим, включая зависть, убийство, коварство. Грех стал стремительно распространяться.

Господь отнял у человека древо жизни, чтобы он, вкусив больше зла, чем добра, не смог жить вечно. Но Господь не оставил первых людей: Он корректировал их путь, не нарушая и не ограничивая их свободы и способности выбирать между добром и злом. Он наказывал их тогда, когда греха становилось очень много, когда грех угрожал самому существованию рода человеческого.

Мы знаем несколько таких Божественных вмешательств, которые пресекали избыточествующее зло: наказание Всемирным потопом (Быт. 7, 10-12), разрушение Вавилонской башни (Быт. 11,1-9), что привело к рассеянию людей, появлению различных культур и языков, которые разделили человечество, словно полагая человеческие границы тотальному распространению зла. Наконец, казнь Содома и Гоморры — это тоже корректирующий жест Божественной десницы: когда в одном конкретном месте зла стало так много, что это могло привести к самоуничтожению человечества, Бог наказал людей огнем и серой (Быт. 19, 24-25).

Именно в этом мятущемся мире стали появляться люди, которые своим словом, своей жизнью, своими страданиями помогали сохранять некую систему нравственных координат, помогали не запутаться, не потерять разницы между добром и злом. Этих людей мы называем пророками, — они грозно вещали своему народу, а через него — всему

300

 

 

миру, давая примеры добродетели и порицая пороки. Кто-то их слышал, кто-то принимал их слово, а кто-то отвергал его и погружался в бездну греха.

Еще в самом начале человеческой истории, когда произошло грехопадение первых людей, когда для них стало невозможным быть в раю, то есть в общении с Богом, Он, говоря о наказаниях первым людям, а в их лице и всему человеческому роду, сказал о том, что «семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15), то есть от женщины родится Человек, Который уничтожит диавольскую силу. И мы знаем, что это произошло не силой человеческой, но силой Божией, через которую Бог соединился с плотью человеческой, с человеческой природой, через Деву Марию вошел в этот мир и стер главу змия.

Но произошло это примерно так же, как и в случае со Вселенским потопом, когда почти тотальной смертью Бог умертвил грех, но не отнял у человека права выбирать между добром и злом, потому что, если человек лишается этого права, он перестает быть человеком. Вот так же и Христос: Он сокрушил главу змия, — и нет тотальной власти диавола над миром, — но не уничтожил богообразной природы человека, сохранив его внутреннюю свободу, свободу выбирать между добром и злом.

С тех пор мы живем в мире, где есть добро и зло. Мы — те, кто желает жить по Божиему закону, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную, кто верит, что это и происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью.

Господь даровал нам силы и способность сопротивляться злу. Он нас многому научил. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое и ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к ее событиям — и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол.

Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в реальное соприкосновение с Ним (чего не имели даже святые ветхозаветные пророки!), чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем все для спасения, и одновременно у нас есть та самая свобода, которая неоднократно уводила людей в сторону от него.

301

 

 

Церковь не случайно предлагает нам эти размышления накануне Великого поста, ведь именно в это время мы должны провести особую духовную работу над собой, над своей духовной жизнью, подвергнуть глубочайшему честному, беспристрастному анализу и суду свою жизнь, «препарировать» свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше — добра или зла, добрых или злых слов, любви или осуждения ближних, честности или лжи. Удивительные дни Святой Четыредесятницы мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем.

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем помощи Божией в предстоящем поприще Святой Четыредесятницы, которая способна освободить нас от многих грехов и приблизить к утерянному первыми людьми раю! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.