Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день Святого Духа в Успенском соборе Московского Кремля 13.06.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

13.06.2011

 

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — днем Святого Духа!

Во второй день после Пятидесятницы мы особым образом прославляем Святой Дух, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святой и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, всей вселенной.

Бога не видел никто и никогда (Ин. 1,18) — так само Слово Божие говорит о Боге. Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Заветах — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограниченным в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира мерила, которые обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величия Божия. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — образе старца, образе царя... Это — человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Он Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия. Но когда мы взираем на мир, на безграничное звездное небо, когда думаем о дивной красоте и не постижимой умом сложности бытия, то косвенно понимаем это величие Божие и осознаём, что Бог — абсолютный Разум и абсолютная Сила — имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Ему было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, — а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались в каждом человеке, в каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый — Отец, Сын и Дух Святой. Через Сына

265

 

 

Божиего и Сына Человеческого была явлена неизреченная любовь Бога к человеческому роду, ибо Сам Бог в лице Своего Сына спас мир через Свои страдания, смерть и воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую микроскопическую частицу этого мира изливалась Его энергия — энергия Творца, без которой бытие сего мира невозможно. Это воздействие Бога на весь космос, на весь тварный мир осуществляется Его Духом — Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя наисложнейшие приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, касающихся вселенной, — есть только вопросительные знаки. Никому еще не удалось понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2), — этими словами передается образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца объективно необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святой воздействует на весь тварный мир, без Него не может быть жизни. Под воздействие Святого Духа попадает каждый человек, — как говорит Слово Божие, дождь изливается на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святого, «убегая в тень или раскрывая над собой зонтик» — зонтик своих страстей, своих грехов, — создавая таким образом непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, прячась от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И только от каждого человека зависит, открывает он свое лицо, и сердце свое, и жизнь свою Божественной энергии или прячется, бежит от нее и даже борется с ней.

266

 

 

В день Святой Пятидесятницы Божественная энергия действием Духа Святого особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскресавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее. Эта особая благодать Духа Святого, которой были открыты умы и сердца апостолов, вошла в них, а через них — во всех, кто получал от святых апостолов крещение и рукоположение. Так, последовательно, принимая дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особым образом живет Божественная благодать Святого Духа. В таинствах Крещения и Миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святого, Который прощает и испепеляет наши грехи, дает нам силы для возрастания во Христе.

Дух Святой наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы силой Святого Духа вспоминаем как все то, что Господь для нас совершил, так и то, что Он совершит в день Страшного суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Вот почему Церковь — это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через Церковь может спасаться весь род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святого. Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, — чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога, в Троице поклоняемого, Отца, Сына и Духа Святого, Который поддерживает жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, Который спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства1. Аминь.

1 Пасхальный канон, песнь 9.

267


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.