Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день Святой Пятидесятницы в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 7.06.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ
СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

7.06.2009

 

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Святую Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа на апостолов, а через них — и на весь род человеческий. В пятидесятый день после еврейской пасхи праздновали пятидесятницу ветхозаветную; Богу было угодно, чтобы именно в пятидесятый день после Пасхи Сына Его, Господа и Спасителя нашего, на учеников Христовых сошел Святой Дух. Когда собранные в Сионской горнице ученики вспоминали воскресшего Спасителя, раздался шум, — повествует евангелист Лука, — и в виде огненных языков на апостолов снизошел Дух Святой. Они стали говорить иными языками, то есть стали понятными для всех (Деян. 2, 1-11). Но мало того, что апостолы обрели великую силу убеждения и проповеди Слова Божия, они обрели и иную силу, о которой предвозвещал Спаситель накануне Своих страданий. Он говорил: «Утешителя пошлю вам от Отца (Ин. 14, 16). Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26)».

Удивительные слова! Зачем нужен Святой Дух, чтобы напомнить то, что было всего пятьдесят дней назад, ведь человеческая память прекрасно удерживает те события, которые произошли не так давно? Ученики сопутствовали Спасителю, они слышали и помнили все, что им говорил Господь. Зачем же нужно было силой Божией напоминать им и другим людям о том, что им было хорошо известно? Когда Лука и Клеопа путешествовали в Эммаус и встретился им по Воскресении Своем Господь, Которого они не узнали, то с удивлением спросили Его: Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк. 24,18). Всё было в памяти, и не требовалось никакого напоминания.

Но воспоминание в Святом Духе не совершается усилиями памяти на уровне человеческого сознания — каждого человека, на которого сходит Дух Святой, оно делает соучастником всего, что Христос совершил ради нашего спасения. Это воспоминание силой Святого Духа мы называем Таинством, потому что человеческий разум не спо-

244

 

 

собен вместить того, что происходит через воспоминания, совершаемые силой Святого Духа.

На Тайной вечери накануне Своих страданий Господь, преломляя хлеб и благословляя вино, сказал: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19) — и вновь не в то воспоминание, которое силой памяти обращает нас в наше прошлое, но в то, которое совершается силой Святого Духа. Благодать Божия, Дух Святой делает нас соучастниками Тайной вечери, и не только ее, но и всей жизни, проповеди, страданий, смерти и Воскресения Господа. Более того: как свидетельствуется в евхаристической молитве пред освящением Святых Даров, мы вспоминаем «Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие»1. Но какой же человеческой памятью можно вспомнить одесную Бога Отца седение Спасителя нашего? Какой человеческой памятью можно вспомнить Второе Пришествие, которого еще не было?

У Бога нет прошлого, настоящего и будущего — Бог вне времени и пространства. Силой Святого Духа через Таинства, преодолевая время и пространство, преодолевая тяготение физического мира, мы таинственно становимся реальными соучастниками и жизни, и страданий Христовых, Креста и Воскресения, Вознесения, одесную Бога Отца седения и Страшного Его Второго Пришествия.

Силой Духа Святого в Церкви — общине веры — совершается таинство спасения. В этой общине силой Святого Духа актуализируется все, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человека вне зависимости от времени и места его жизни. Силой Святого Духа в таинстве Церкви — Святой Евхаристии — мы прикасаемся к Небесной Божественной жизни. Еще будучи здесь, на земле, мы прикасаемся к Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром, любовью отображается в наших сердцах. Вот почему Литургия начинается дивным возгласом: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии; и даже тогда, когда мы уже выходим из храма, в нас пребывают иные чувствования, потому что мы природнились Божественной силе, Божественному Царству,

1 Слова евхаристической молитвы перед возгласом «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся».

245

 

 

мы прикоснулись к нему, стали на мгновение небожителями. И хотя обремененные грехами, немощами и ограниченные самой физической природой мы не способны видеть то, к чему прикоснулись, сердцем мы всё чувствуем.

Этот опыт ощущения живого и действенного Божественного Царства, которое придет не когда-то, но которое уже есть, потому что там, где Царство Божие, времени нет, — обогащает нас, и мы обретаем великую силу и способность помнить всё, чему Господь нас научил. Так, удивительным образом люди, которые в силу своей безграмотности (а таких в прежние времена было множество) даже не имели возможности прочитать Слово Божие, силой Святого Духа хранили память о тайне спасения, принесенной нам во Христе.

Сегодня мы слышали удивительные слова в евангельском чтении. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я есть свет миру (Ин. 8,12). Действительно, Он — свет миру, и через Таинства Церкви силой Святого Духа мы можем воспринимать частицу этого света и нести ее в себе, несмотря на то, что тьма пытается господствовать в мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба — космическая, вселенская борьба между добром и злом — ни на минуту, ни на мгновение не останавливается. В этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не тот, у кого власть и деньги, и не тот, у кого сила, способная принудить других людей к исполнению его воли. Но побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет; и побеждает он не потому, что сильнее других, а потому, что, храня этот свет, он через Церковь — общину веры, в которой живет и действует Дух Святой, — таинственно соединяется с Божественным Царством и обретает Божию силу. И не человеческая сила, не наши человеческие подвиги, но только сила Божия помогает нам хранить свет Христов в сердце, и мы становимся способными жить в соответствии с тем, чему Господь научил Своих учеников.

Мы знаем, что врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18), потому что невозможно изменить то, что совершил Христос. Дух Святой будет жить и действовать в Церкви до скончания века, до Второго Пришествия и Страшного суда; и Царство Божие будет открываться каждому, кто принимает святое крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, кто исповедует Бога Единого, в Троице поклоняемого,

246

 

 

кто хранит веру, кто через Церковь и Божественное таинство Святой Евхаристии соединяется с Господом в славе Его, будучи еще здесь, на грешной и обремененной человеческими страданиями и горем земле. Церковь Духа Святого не может быть побеждена диаволом и никакой другой силой, потому что ее питает сила Божия, которая сильнее всякой человеческой и диавольской силы.

Пребывать в Церкви означает пребывать в вере, в общении с Богом силой Святого Духа, в творении Божией правды, в жизни по закону Божию; это означает жить той жизнью, к которой Господь призвал всех нас. И призыв этот становится особенно сильным, и его можно особым образом почувствовать именно в святой пятидесятый день после Пасхи, когда мы торжественно прославляем Духа Святого, явленного во всей силе ученикам Господа, а через них — всем нам. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.